Хотелось бы заглянуть лет эдак на триста вперед. Есть подозрение, что за этот легкокрылый период уставшую землю уж точно то ли затопит потепление, то ли заморозит обледенение. И помечтаем, читатель, как в один замечательный светодень из сверкающей консервной банки, как всегда, «вдруг», здесь десантируются инопланетные фрики с фонариками во лбу. И резво начнут разрыхлять «культурный слой» некогда прекрасной столицы — в районе Крещатика, Банковой, Ярославова Вала…

Как известно, определение «культурный слой» используется профильными учеными. Ибо эти неугомонные, зондируя жизнь древнейших поселений, находят же какие-то остатки старинного быта, прежней культуры — украшения, посуду, развалины жилищ. Потом, систематизировав обломки прошлого, как бы реконструируют жизненный уклад древних наших наивных соплеменников.

И вот гадаю на кофейной гуще: а что бы обнаружили снизошедшие с небес инопланетные твари уже на наших холмах да в этих долинах?

Полагаю, «их открытие» культурного слоя явно оказалось бы в виде какого-нибудь монстрообразного сооружения, засыпанного песками печали. Или же торговой «норой», прошившей артериями чрево центральных улиц мертвого города. Или каким-то бессмысленным офисом в миллион квадратных метров. И всем тем остальным, что и определяет «низ» человеческой жизнедеятельности. То есть позывы кошелька и желудка.

Что же касается «верха» — исключительно «культурного» слоя — то, полагаю, напрасны дальнейшие усилия наших инопланетных коллег! Недолго здесь осталось тлеть некоторым «слоям» прекрасного. При таких-то темпах уничтожения. Или сожгут их нарочно (чтобы потом приватизировать). Или силой отнимут — против лома нет приема. Или по миру пустят, чтобы затем радостно залезть в чужую хату.

Я, как и вы, порою часто и долго гуляю по Киеву, «логову змиеву» (как писал о нашем городе Н.Гумилев). Гуляю — и иногда (в прямом смысле) рыдаю! Фашисты и те в свое время так не изувечили этот город, как разбомбили его эти, уже нынешние «змеи» подколодные, «бесы» неугомонные.

Немцам (в те-то злые годы) всеми правдами-неправдами хотя бы пыталось противостоять мирное население. И каким-то чудом все же сохранили культурные (архитектурные) ценности. Хотя и цена тогда была дорога — жизнь человеческая.

Сегодня вроде и бомбежек не слышно. А то и дело зияют черные развороченные дыры… В районе бульвара Леси Украинки. В районе Мариинского дворца. Кругом — на Подоле (воскрес бы Голохвастов — так и помер бы от увиденного). Далее — везде.

И вот опять вливаюсь в сводный хор всеобщего нытья: исторический центр в нынешнем его виде – это же сущее преступление без наказания! Просто-таки запротоколированные злодейства двух резвых, прежде руководящих дедушек (родившихся в один год и в один день: Господи, и что ж это за планида такая?), и уж так архитектурно покуражившихся над остатками киевской цивилизации… Уж столько землицы священной разбазаривших налево-направо… Уж столько уродств на этой земле допустивших!

Вот поем о главном, трещим об этом по будням да в праздники. А хоть кто-то из них ответил? Хотя бы одному повестка пришла на допрос?

Один устраивает балы-маскарады во дворце «Украина» в честь собственного, видите ли, величия. Другой, прости Господи, опять пнулся было «поруководить» нами (дораспродать?): и его рекламная кампания была исключительно в зеленых тонах надежды. Только умерла уж надежда – последней! Дедушка, а ты не заметил?

Как вообще еще эта земля Руси Киевской держит их на своем бренном теле? Разверзнуться должна бы — и поглотить обоих (и еще кое-кого в нагрузку).

Потому что не в праве «те» (что были) и «эти» (что есть) уничтожать наше прошлое, подминать под себя культуру, осквернять своей алчной наживой память человеческую…

Пораспродавали столичные гектары — под архитектурные уродства, миллионы выбросили. А между тем в Киеве да и во всей Украине десятки, сотни нищих школ, чахнущих больниц, других загибающихся от нищеты государственных учреждений.

То, что некогда строила-созидала «преступная советская власть», гордыми представителями которой являются эти радостные старики, и надо было немедленно или уничтожить, или перепродать — и на том же месте возвести памятник собственной алчности.

* * *

Далеко бежать не буду. Загляну сначала на Лукьяновку. Это старый адрес. Уж не раз писали в газетах об этом культурном долгострое. Уж который годок здесь изводят нервы Герою Украины — великой певице Евгении Семеновне Мирошниченко в связи с ее-то благороднейшей идеей — созданием Малого оперного театра. Не казино, не притона. Не стотысячного офиса для производителей чепухи. А истинно культурной точки на карте прогрессивно опошляющегося города.

По иронии судьбы, именно этот ее тяжкорождающийся оперный театр — как бы дитя оранжевой революции. Поскольку в документах он взлелеян 2004-м. От этой даты и начинается свистопляска мытарств, проволочек, «позвоните завтра».

А так как «оранжлав» давно превратилась в «оранжслезы», то судьба этой окоченевшей культурной институции тоже достойна монумента под названием «Здесь похоронена совесть того, кто оглох…».

И здание (древнего клуба трамвайщиков) с боями вроде бы выбито. И даже проект на реконструкцию с горем пополам определен (около 4,5 млн. гривен). И письма разосланы всем начальникам и их шестеркам.

А накручивание нервов на локоть продолжается! И какой-то жалкий пятачок земли (в масштабах столицы) — под насущно необходимую оперную сцену — ни один главнокомандующий не в состоянии выбить, выгрызть, передать (согласно закону). Потому что, видите ли, эта киевская земля еще при прежних веселых дедушках была продана-перепродана в долгоиграющую аренду неким строителям-вершителям (судеб) по цене 3 гривни 47 копеек за один квадратный метр. Граждане, а где это такие цены? Или тех же дедушек склероз уже наповал сразил? Ведь нельзя же манипулировать землей, которая находится в коммунальной собственности города! Опять же: кто-то из них ответил? Кому-то из них после «оранжлав» пришла хоть одна повестка?

Пока ничто и никто не может сдвинуть с мертвой точки эту постыдно долгоиграющую «оперную» телегу. Великая певица пишет уже сто первое письмо президенту Украины. Президент пишет энное письмо «городу» и миру… Ответ на его послания в лучшем случае приходит ровно через год… (Так-то у нас на гнев главнокомандующего реагируют).

…Уж в начале февраля 2008-го вроде бы выносят некое постановление о выделении того злосчастного участка под сцену. А все равно им наплевать. Кто кого сегодня боится? Кто кого сегодня слушает? У кого деньги, того и слушают. Под дудку того и поют любые арии по заявкам радиослушателей.

Идут суды. Идут годы. И эта тема в связи с «призраком оперы» вообще становится уже какой-то комичной опереттой ввиду неразрешимости простого вопроса…

Если бы не привкус трагедии именно в этом сюжете. Великая наша певица (фактически родная «сестра» Каллас, Образцовой, Биешу, Вишневской) — после всех этих мытарств, обещаний «верхов» и боев без правил – уже домучилась и допереживалась до страшнейшего своего диагноза… (только я не вправе это афишировать в деталях).

И чего, спрашивается, они еще ждут, эти оккупанты? Чего они дожидаются?.. В иной, адекватной, стране — это уже всенародный скандал и национальное позорище. Всем своим великим артисткам «враг народа» Лужков (по местной версии) уж понастроил театры да культурные центры: никого не обидел. А здесь только и ищут «руку Москвы». А эта рука – в вопросе соревновательности культстроительства – уже давно должна бы скрутить дулю… Мол, посмотрите и поучитесь, как надо уважать гордость своего государства… А после этого выступайте!

Только здесь — по-прежнему, любимый репертуар старика-Данилыча из фильма «Бриллиантовая рука»: «А нам все равно!» Второй «дедушка», когда-то давший «добро» на эту оперу, вообще на ее звонки не отвечает: чтобы своих же «корешей» не обидеть?

И опять этот культур-мультур по остаточному принципу… Из-за чего? Из-за текущего отлова «врагов народа»? Из-за злоключений «Лелика-Болека» на земле и в самолете? Из-за борьбы за нашу теленравственность? Из-за грузинской войны и суданского мира? Из-за отсутствия именно «мира» – в руководящих головах?

Дошли уж до такой степени наглости, что предложили было певице втихаря «перепрофилировать» несооруженную оперу в «концертный зал». Небось, чтобы там же корпоративы себе устраивать? (И своих же фанерщиц подзаборных презентовать?) Стыдоба!

Еще нашей великой певице говорят: а вы подождите, может, к 2013-му и построим вам чего-нибудь! С подтекстом: если доживете, конечно…

Цинизм, возведенный в абсолют. Верх наглости. Некуда бежать.

К 2012-му (году Евро) они, видите ли, стадионы собрались из руин поднимать. А эту коробку (театральную) — опять в долгий ящик (хотя Евро — это не только спортивное, а общенациональное событие, не знаете разве?).

Полагаю, если и закончится когда-нибудь эта «эпоха веселых дедушек и примкнувшего к ним Виктора Андреевича», то мы должны четко обозначить ее для потомков (с целью более точного определения «культурного слоя») – это эпоха разрушительного недостроя…

Кстати, надо бы поинтересоваться: а может, кто втихаря уже загнал втридорога какой-то будконторе и землицу на Банковой да на Грушевского? И, может, там уже два стационарных цирка кто-то собирается строить?

* * *

Следующий наш адрес — тихая улица Ярославов Вал… Милый и популярный в городе театр «Сузір’я», недавно отметивший 20-летие и по такому поводу собравший много культурных гостей, в том числе и пьяных высокопоставленных чиновников-хамов.

И только эти гости за порог, а из Шевченковского района — бац, бумага! Мол, собирайте-ка свои манатки, любезные театралы, потому что помещение мы используем по своим «нуждам»!

Вы где-нибудь наблюдали что-либо подобное? Театр — с хорошей репутацией, с приличными людьми в своей истории (Ступка, Роговцева, Кадочникова, Батурина, Рушковский), даже с орденами какими-то… Здание — старинное, атмосферное, приручившее к себе театралов, киевлян и гостей столицы. Это действительно не укладывается в голове. Сегодня они — в «Сузір’я», завтра — на наше «подвір’я»?

Эти торгаши заправские уже творят, что хотят, наплевав на любые ценности и на все «гуманитарные» манифесты самого гуманитарного президента на планете…

В этой мутной воде, где во время перманентного хаоса только и удят «золотые рыбки» (в виде недвижимости), уж вверх ногами перевернули всю изнанку идеологии… Из их циркуляров выветрено уж всякое представление об априорности культурных устоев. На первом плане — только нажива. А остальным — что останется (после разбоя).

Они даже мысли не допускают, что в первую очередь в центре должна базироваться культура, (а не их «кабаки» и «малины»).

И что это за «нужды» такие у Шевченковского района? Они разве по «нужде» собираются путешествовать в тот самый прекрасный старинный особняк, который украшает эту улицу своими театральными афишами? Откуда такой аппетит разгулявшийся во время повсеместного обжорства?

Знает ли о возможном «переделе», собственно, руководство города и этого конкретного района? Или это маневры чиновников из младшего отряда?

Такими же темпами завтра доберутся и до больниц, до школ. До оставшихся еще кое-где театров (за кинотеатры они взялись чуть раньше).

Между прочим, повторюсь, именно в центре и должны расширять «культурный слой» — это аксиома. То же здание по улице Ярославов Вал крепко-накрепко связано с театральной историей города. Во время реставрации дома там нашли театральные афиши 1908 года. Сто лет… И каков ответ? Как же изменилось сознание у этого гомо сапиенса местной оседлости, если повсеместно творятся такие веселые дела… Думаю, не сгущаю краски. И не эмоционирую «на злобу дня». Все – так и есть.

* * *

А в это время «в замке шефа» — в Минкульте — свита В.Вовкуна, сотрясая воздух, созидает какой-то «наглядовый совет». С целью взбодрения театрального организма. А разве он еще не околел? Эти божьи одуванчики, возможно, живут в параллельном мире. В мире произведений семьи Дяченко. Уважаемый пан министр, полагаю, вам вскоре и вовсе совещаться не придется, а надо будет «вооружаться»… Ведь «враг»-таки у ворот. Вы там, на Франко, уже запаслись необходимыми средствами защиты?

P.S. В ближайших номерах «ЗН»: монолог Евгении Мирошниченко «Почему президент не слышит музыку?».