Маршрут

Проект скоростного трамвая на левом берегу был утверждён ещё в 1993 году. 12-километровый маршрут пролегал от Троещины через станцию «Огородная» и дальше вдоль железной дороги через «Левобережную» до проспекта Воссоединения. Строительство линии затянулось, в 2000 году открыли только половину маршрута длиной 6 километров и 6 временных платформ. Трамвай разворачивался на развязке на проспекте Ватутина. В 2009 году маршрут закрыли из-за нерентабельности.

Теперь линию продлили почти на километр и запустили на ней два маршрута: № 4 (с конечной на Милославской) и удлиненный № 5 (с конечной на Сабурова). Главная задача новых маршрутов — довезти пассажиров к кольцевой «наземного метро» на станцию «Троещина-2». Отсюда на электричке можно добраться до Петровки, минуя пробки на Московском мосту.

Трамваи по скоростной линии начинают ходить примерно в 06:30. В часы пик интервал движения составляет 3–9 минут, составы следуют практически один за другим. Днем № 5 не ходит, № 4 курсирует с интервалом в 5–10 минут, а вечером — до последнего рейса городской электрички, то есть до 21:30. В выходные трамваи ходят реже, опять-таки из-за привязки к расписанию электрички.

Днём, когда электричка вовсе не ходит, с трамвая можно пересесть на специальный троллейбусный маршрут № 28, который следует от станции «Генерала Ватутина» на Петровку. Он делает всего три остановки.

Скорость

По сравнению с автобусом № 61, который также следует до станции электрички, трамвай идет на 15–20 минут быстрее: автобус преодолевает расстояние за 30–35 минут, трамвай — за 15. До Петровки прямые автобусы и троллейбусы доезжают за 30–45 минут, но только в том случае, если не простаивают в заторах.

Сегодня скоростные трамваи движутся со скоростью 30 км/ч вместо вполне реальных 50–60 км/ч. Вероятно, это связано с тем, что линия достраивались в спешке и обкатка путей пассажирскими вагонами продолжалась всего пару дней. Подобная ситуация была и со скоростным трамваем, который курсирует по Борщаговской: сразу после запуска линии трамваи ходили медленно, но со временем чуть увеличили скорость (хотя способны разгоняться до 90 км/ч).

Вагоны

На маршруты выпустили несколько видов вагонов. Наиболее современно выглядят «Каштаны», которые собирают в Киеве, — с низкими полами, откидными пандусами, местами для инвалидных колясок и мягкими сиденьями.

 

В новых вагонах установили современную систему управления электроприводом, что позволило сократить расход электроэнергии на 40 %: во время торможения трамвай возвращает электроэнергию в контактную сеть. «Каштаны» оборудованы кондиционерами, в салонах есть видеомониторы и камеры видеонаблюдения, с помощью которых машинист может наблюдать за происходящим в салоне.

Кроме новых, на линии курсируют старые чешские вагоны, снятые с эксплуатации на родине, отремонтированные на Киевском заводе электротранспорта и вновь выпущенные на маршруты.

Система оплаты

До 1 ноября проезд в новом скоростном трамвае будет бесплатным. После 1 ноября в трамвае и электричке будет действовать комбинированный билет стоимостью 2 гривны. Такая же система работает в уже курсирующих по этому маршруту автобусах № 59, 60 и 61. Можно расплачиваться и традиционно — 1,5 гривны за трамвай и 1,7 гривны за городскую электричку. Для оплаты проезда в вагонах трамвая устанавливают валидаторы, пропечатывающие на билетах дату и время.

 

Кроме того, на станциях скоростной линии размещены турникеты — такие же, как маршруте скоростного трамвая, который ездит по Борщаговской. Они также пропечатывают дату и время.

Эстакада 

Для разворота составов и организации быстрой пересадки пассажиров на городскую электричку на конечной скоростного трамвая построили эстакаду и павильон станции, общий для трамвая и электрички.

Планируется, что в дальнейшем рядом с транспортным узлом построят станцию метро «Радужная» и продлят к ней трамвайные пути. Правда, эстакада, которая обошлась городу в 40 миллионов гривен, окажется ненужной. Еще одна идея на будущее — продлить линию скоростного трамвая до Позняков (до одноименной станции метрополитена), а затем и до аэропорта Борисполь. Впрочем, ничего экстраординарного в этом нет: еще до войны трамвай ходил из Киева в Бровары.