Могла ли я надеяться на личную встречу с господином Дюбалем? Более того — совсем уж неожиданно — получить портрет Горовица, нарисованный Дэвидом. Всё это случилось на IV Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица, членом жюри которого и был пианист, музыковед, критик Дэвид Дюбаль.


Многие знают о триумфальном творческом пути пианиста-виртуоза, «императора музыки» и «последнего романтика XX века», а каким был в жизни наш земляк, киевлянин Владимир Горовиц? Дэвиду Дюбалю посчастливилось долгими вечерами общаться с великим музыкантом у него дома.


— Да, это счастье, что я знал Владимира Горовица. Под его влиянием были все гении пианизма. Его репертуар — неимоверный, слава — фантастическая.


Дюбаль в концертах одно время играл на рояле Горовица и зрители приходили посмотреть на этот инструмент, а позже стремились хотя бы взглянуть на самого Дэвида только потому, что он знал великого пианиста.


— Ну а в повседневной жизни, в быту каким он был?


— Разным.


Господин Дюбаль задумался, как бы решая стоит ли обо всём рассказывать. Конечно, стоит. Об этом человеке можно и нужно говорить всё, гениальность его так огромна, что ее никакие недостатки не уменьшат, а потомкам останется портрет живой личности.


— Ну, например, Горовиц часто врал. (Господин Дюбаль не стал подбирать слово помягче). Я думал, что это национальная украинская черта, так как мой отец родился в Украине и тоже любил приврать. У Маэстро было необыкновенное чувство юмора. Многие просто не могли понять, когда он шутит, а когда врёт.


Поехал записывать в Милан концерт Моцарта с оркестром театра Ла Скала. Почему в этот город? Его жена Ванда захотела встретиться со своей сестрой. А Горовиц говорил, что оркестр очень слабый, и он решил их поучить играть. Это, конечно, неправда.


Дюбаль спросил как-то у Маэстро, что он любит больше всего на свете? «Музыку, духи и… деньги» — был ответ. А рядом сидела жена Ванда. «Меня он не любит. Я ему просто нужна», — сказала она спокойно. Вообще эта женщина была необыкновенной силы воли, темперамента и всем в семье руководила она. Всем, кроме карьеры мужа. Тут он был непреклонен.


Известно, что будучи в зените славы Владимир Горовиц объявил, что больше никогда не будет играть. Весь музыкальный мир был в шоке. С 1953 по 1965 год он действительно не выступал. За это время были проданы его любимые полотна импрессионистов, драгоценности Ванды. И все долгие 12 лет Горовиц твердил, что никогда-никогда не будет выступать с концертами, отказывался от баснословных гонораров, хотя и говорил, что любит деньги. Ванда же наперекор всему верила, что он обязательно вернётся в мир музыки.


В одной из американских газет я прочитала, что Владимиру Горовицу нравилось сидеть на скамейке в парке напротив своего дома. Он никого не замечал, ни с кем не разговаривал. Ванда, аристократка, дочь знаменитого композитора и дирижёра Тосканини не могла себе этого позволить. Она ждала его дома.


— Чем объяснить столь долгое молчание?


Господин Дюбаль называет две причины: потрясение от самоубийства его единственной дочери Сони и необыкновенной физической усталостью. Горовиц очень много работал: репетиции, концерты, переезды, встречи, интервью, записи на радио, подготовка пластинок…


И всё-таки пианист от Бога не мог совсем не играть. Дома он разучивал новые произведения. И когда вернулся на сцену, музыкальный мир восхитился: техника его была фантастической.


Кстати о технике. Меня давно мучил вопрос, ответ на который я не нашла ни в одном источнике. Известно, что Владимир Горовиц играл «плоскими» пальцами, за что ругают еще в подготовительных классах — это недопустимо.


— Гению можно всё, — ответил Дэвид Дюбаль. И если бы пальцы были «правильными», вряд ли он играл бы лучше.


У Горовица спросили: «Как вы оценивает себя сами?»


На что он ответил:


— Я — дерево и не знаю, какой я высоты. А вот Рахманинов — самое высокое дерево в мире.


Да, он любил Рахманинова, был с ним дружен. Горовиц любил говорить на русском и был счастлив общаться с теми, кто знал этот язык.


Каких еще композиторов любил пианист? Чайковского, Скрябина, Шопена, Моцарта. «Картинки с выставки» Мусоргского стали играть в США только после Горовица. К юморескам Шумана, сонатам Листа осмелились подступиться исполнители тоже после него. Никто и никогда лучше его не играл Скарлатти.


И как же Маэстро ненавидел всех, кто исполнял произведения этих композиторов: «Я знаю, что они принадлежат всему миру, но, считаю, что только лично мне».


— А Украину вспоминал часто?


— Да, очень часто. Много говорил о ней, о Киеве, всю жизнь мечтал сюда вернуться.


— Так почему же в 1986 году, будучи в Москве, не приехал?


— Не всё так просто. Это был неофициальный визит. Горовиц прибыл по приглашению посольства США, дал всего два концерта и его передвижение по СССР строго лимитировали. Но он был счастлив, что побывал в Москве, где его триумфально встретили.


Да, вот ещё случай, связанный с Украиной. Както он играл с английским оркестром. Ему не понравилась медленная игра музыкального коллектива: «Я из Украины и покажу этим англичанинам, что такое темп».


А вообще он был очень самокритичен и строго относился к своей игре. Однажды он играл в Белом доме. После концерта уже на приёме президент Рейган спросил: «А где же Маэстро?» Дюбаль пообещал найти. А Горовиц сидел один в комнате и ужасно переживал, что всё было плохо и никакие уверения не могли его успокоить. К тому же был очень упрямым.


Любил хорошо проводить время. Ужинал в любимом ресторане, где его все знали и относились с большим почтением. Обожал шоколад и мороженое. Да, ничто человеческое не чуждо…


Владимир Горовиц любил гулять и всегда чуствовал, какая будет погода, и очень этим гордился, называя себя барометром…


— Не угасает ли интерес в США к Горовицу сегодня?


— Нет, что вы! — горячо ответил Дэвид Дюбаль. — Наоборот. Продажи записей растут. Это удивительное явление. Книги, кассеты о нём и его музыка раскупаются мгновенно. Владимир Горовиц будет и в XXI веке самым великим пианистом.


Беседа с господином Дюбалем состоялась в Национальной филармонии Украины, где он показал несколько эпизодов из 35-часовых видеозаписей концертов Маэстро. Символично, что последний концерт Владимира Горовица перед отъездом в Берлин состоялся именно в этом зале. Он не знал, что больше никогда не вернётся в Киев, где он родился, учился музыке, состоялся как пианист. И, конечно же, не предполагал, что через 76 лет в этом же Колонном зале вновь зазвучит его музыка и молодые пианисты из многих стран мира будут участвовать в конкурсе его имени.


Дэвид Дюбаль — титулованный пианист мира: награда Джоржа Фостера Пибоди, первая премия «Deems Taylor», награды «Emmy» и Армстронга в «Haron Coplend» и др. Концертную деятельность Дэвид Дюбаль успешно сочетает с преподавательской и просветительской. Он преподаёт в Джуллиардской и Манхеттенской музыкальных школах, постоянно выступет с лекциями и проводит мастер-классы во многих странах. Книги Дюбаля — «Вечера с Горовицем», Беседы с Менухиным, «Искусство фортепиано» переведены на многие языки мира.


Любил хорошо проводить время. Ужинал в любимом ресторане, где его все знали и относились с большим почтением. Обожал шоколад и мороженое. Да, ничто человеческое не чуждо… Владимир Горовиц любил гулять и всегда чуствовал, какая будет погода, и очень этим гордился, называя себя барометром…