«ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ»

Человек мечтает о вечности. В поисках «эликсира бессмертия» горбились в своих тесных лабораториях западные алхимики, погибали в непролазных джунглях африканские шаманы, стряхивали пыль со своих тайных манускриптов тибетские мудрецы. Бессмертие волновало величайшие умы планеты. Но, как показал случай с Агасфером, этот дар следует принимать с кристально чистой совестью.

Мастер и Маргарита были не безгрешны. Но из состраданья к их душевным мукам Иешуа просит Воланда предоставить влюбленным вечный покой. Мессир посылает Азазелло выполнить эту привычную для него работу, снабдив предварительно «заплесневевшим кувшином с фалернским вином, которое пил сам прокуратор Иудеи.» Так по замыслу Булгакова должен был и выглядеть легендарный эликсир. Чтобы не вызвать подозрений у окружающих, «рыжий демон» действует профессионально: «Когда отравленные затихли, он бросился в окно и через несколько мгновений был в особняке, в котором жила Маргарита… Мрачная, дожидающаяся возвращения мужа, женщина вышла из своей спальни, внезапно побледнела, схватившись за сердце и, крикнув беспомощно: «Наташа! Кто-нибудь… ко мне!»

Почти в то же время в комнате N117 клиники для душевнобольных происходит следующий диалог: «Скончался сосед ваш сейчас», — прошептала Прасковья Федоровна… и испуганно поглядела на Иванушку (герой романа — Иван Бездомный). Он только многозначительно поднял палец и сказал: «Я так и знал! Я уверяю вас, что сейчас в городе еще скончался один человек… это женщина». Все получилось, «как нужно». Теперь родные и близкие усопших бережно предадут их тела земле, поплачут, погрустят и постепенно забудут. А Мастер и Маргарита — две звезды счастливого созвездия будут еще долго сиять во Вселенной, сохраняя при этом полное инкогнито.

ГОРОД ПРОКУРАТОРА

Но где, в каком участке галактики надо искать наших героев? Вероятней всего, координаты их пребывания ограничены рамками нашей Солнечной системы. К этой мысли склоняет и динамика самого повествования:

«Кони рванулись, и всадники поднялись в воздух и поскакали. Маргарита чувствовала, как ее бешеный конь грызет и тянет мундштук. Плащ Воланда вздуло над головами всей кавалькады, этим плацем начало закрывать вечереющий небосвод… Внизу появились и стали отблескивать валуны, а между ними зачернели провалы, в которые не проникал свет луны. Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостно плоской вершине… Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека…»

Да. Первая остановка была сделана по инициативе «повелителя теней» с целью поистине гуманной. Он сообщил человеку, сидящему в кресле (им был Понтий Пилат) о том, что арестант Га-Ноцри простил его, и он может быть свободен:

«Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над черной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами и пышно разносившимся за много тысяч этих лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога…»

По этой дороге и отправился «доживать» свой бесконечный век всадник Понтийский Пилат. Последними тремя словами и заканчивается произведение. «Лунная дорога» ассоциируется с околоземным астральным миром. А вот где обустроились главные герои, так и остается загадкой, несмотря на, казалось бы, «конкретные» слова Воланда: «О трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей супругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят… По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте!..»

КОСМИЧЕСКИЕ СНЫ

После слов Воланда становится совершенно непонятно: так где же этот дом? Оказывается, там в глубинах Вселенной, существует антимир, аналогичный нашему, но более счастливый.

Любопытно, что современные экстрасенсы и контактеры после пребывания в «загробных» сферах тоже утверждают нечто подобное. Так популярная на Украине ценительница Серафима особо отмечает ухоженные парковые дорожки, проложенные под сенью вечноцветущих деревьев. Известный контактер Александр Малышев, встретивший в 1975 году на планете X своего умершего соседа, обращает внимание на равномерно рассеянный белый свет, что говорит о каком-то искусственном источнике освещения планеты.

Не лишены интереса и наблюдения хорошо известной на территории бывшего Союза «летающей Лелы». В марте 1989 года Лела сообщила о двух пунктах сбора душ умерших на Земле людей. Первая небесная «обитель» — это Луна, куда в основном отлетают души выдающихся личностей и духовных сановников. Второе место покрыто дымкой таинственности и носит название — Планета N7. Эта планета якобы является невидимым «эхом» Земли и движется восьмеркой между Землей и Луной (то есть, огибая нашу планету, она переходит на орбиту Луны, а потом возвращается в околоземное пространство). На Планету N7 в основном прибывают души простых смертных. Здесь они проходят некую школу (с 20-летним курсом обучения), а затем отправляются в другие миры для своего дальнейшего усовершенствования.

И уже совсем «по-булгаковски» выглядят свидетельства скромного крестьянина с Кировоградщины, Григория Керносенко, которого в октябре 1989 года на своей «летающей тарелке» прокатили инопланетяне: «Предо мной летал одноэтажный городок. Ухоженные коттеджи, островерхие крыши. На каждом из них крест. И кресты эти излучали сияние. Цвели деревья, словно яблони, но розовым цветом… Вдали ходили люди, и все с зонтиками, хотя дождя как будто не было!»

ПЛАНЕТА «КИЕВ»

Возможно, судьба забросила Мастера и Маргариту на эту малую планету, расположенную между орбитами Марса и Юпитера и отделенную от Земли. Так было бы справедливо, ибо все сюжетные нити романа на прямую связаны с городом над Днепром, «планетой Киев», где родился автор, и без которой он не мыслил своего существования.

«Отпусти его!» — вдруг пронзительно крикнула Маргарита… И от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну…» Просьба главной героины, сделанная в порыве отчаяния, в романе вовсе не случайна. Эту фразу юный Михаил Булгаков услышал в день похорон своего отца, 16 марта 1907 года, когда один из товарищей Афанасия Ивановича, Богдашевский, произносил надгробную речь: «Отпусти!», — вот последнее твое предсмертное слово своей жене, которая страстно любила тебя и которую страстью любил ты. «Отпусти!..» И ты отошел с миром».

Булгаков ничего не выдумывал. Он все писал с натуры. Даже наполненный ужасами дом N302-бис по улице Садовой в Москве многим киевлянам напоминал печально известный дом N5 (заметьте: 3+2=5) по улице Садовой на Печерске, где с февраля по август 1919 года размещалась канцелярия ЧК. В подвалах роскошного особняка день и ночь проводились пытки и расстрелы, о которых в городе говорили только шепотом. Естественно, доктор Булгаков не мог не знать об этих кровавых событиях.

А что касается «чертовщины» под крышами киевских зданий, то здесь далеко ходить было не надо. Дом на Андреевском спуске, 15 («Замок Ричарда Львиное Сердце») стоящий рядом с домом писателя, был главной «страшилкой» на всей улице: по ночам в нем завывали бесы, скрипели половицы, и кто-то безудержно хохотал в угловой башне. Не менее «знаковым» являлся и недостроенный дом Сулимы (ул. Лютеранская, 16), где по преданиям, обитали духи и приведения, которые временами сбрасывали на головы ночных прохожих кирпичи. А дом госпожи Дьковой (Крещатик, 22), вообще, вошел в классику полтергейста: здесь без всякой причины передвигалась мебель, лопались люстры, летали подушки и одеяла.

СОЗВУЧЬЯ КИЕВСКИХ ФАМИЛИЙ

Следует заметить, что многие персонажи булгаковского произведения тоже «пропитаны» киевским «воздухом». Как пылкий театрал Булгаков не мог не ввести в канву романа фамилию главного режиссера Городского театра в Киеве: так на перроне московского вокзала появляется киевский дядя Берлиоза — Поплавский.

В эпилоге книги сообщается, что во время поисков «шайки гипнотизеров» милиция вместо одного Коровьева арестовала двух Караваевых. «Караваевы дачи» было одним из популярнейших мест отдыха горожан. Хотя известный киевский хирург профессор Караваев к булгаковскому герою не имеет никакого отношения.

Как, впрочем, и старинный дворянский род Берлизовых — к погибшему Берлиозу. «Берлизовы огороды» на стыке Демеевки и Соломенки были так живописны, что киевляне долго не хотели расставаться с этим топонимом (в 1950-х годах на трамвайном маршруте N10 даже существовала остановка «Берлизовы огороды») У многих это название воскрешало в памяти фамилию композитора Берлиоза.

Более загадочно происхождение фамилии еще одного персонажа, барона Майгеля, которого убивает Азазелло на балу у сатаны.

Канадский исследователь Райт писал: «Образ Майгеля основан на реальном тайном агенте бароне Штейгере, в чьи обязанности входило подслушивание светских разговоров иностранных дипломатов». Об этом в романе намекает и Воланд.

Интересно, что отец агента, барон фон Штейгер Сергей Эдуардович, проживал в Киеве на улице Николаевской, 5 (ныне Городецкого). А вот самым именитым в древнем граде считался старинный род баронов Штейнгелей, которые прославились верным служением отечеству, начиная еще от екатерининских генералов и кончая известными инженерами, предпринимателями и дипломатами конца XIX — начала XX века. Но вернемся к булгаковскому образу. Если начало фамилии реально существовавшего барона (Штей) соединить с окончанием фамилии литературного персонажа (гель), то получим: Штей(н)гель! Что это, случайность? Совпадение? Известно лишь одному автору.