Большинство людей живут по принципу трамвая: остановка «Подъем», остановка «Работа», остановка «Дом», остановка «Телек» — и дальше по кругу. Выходные тоже идут, хоть и по другому, но все же по кругу. То ли размер столицы не дает возможности как следует развернуться – в один конец полтора часа дороги – то ли еще что. Экскурсии портала «Интересный Киев» дают возможность разорвать этот порочный круг. Столичные горы железобетона, офисы и «Лексусы» вдруг становятся полупрозрачными, и из-за них проступает реальность другого времени…

 

 

Оболонское окно в другой мир

 

Вместе с владельцем сайта и по совместительству экскурсоводом Арсением Финбергом я и еще около сорока любителей тоталитарных древностей четыре часа  колесили по Киеву, разыскивая остатки (или останки?) довоенных сталинских туннелей. Вымотались неслабо, останки нашли, воздухом подышали. Что еще нужно искателям приключений?

 

Всех нас ждала труба…

Когда жена увидела фотки единственного уцелевшего фрагмента Северного туннеля, то сказала: «О, так я эту «подводную лодку» хорошо знаю! Мы в детстве играли там в прятки!». Оказывается, эта простая детская игра с самого начала была связана с киевскими туннелями. Только играли в нее по-взрослому…

 

Подводная лодка в степях Оболони

Для этого прежде всего, и Северному и Южному туннелю присвоили самую высокую степень секретности, признав их «объектами №1». В связи с этим туннели спешно спрятались: Северный – на диких заливных лугах Оболони, где тогда не то что пентхаусов – самых обычных хаусов не было; а Южный – на Осокорках, само название которых говорило за себя. Кроме осоки там ничего не росло, а густо поросшим ею берегам Днепра еще и не снились трехэтажные виллы с катерами, прудами и солнечными батареями. Да и за сами сны подобного рода тогда можно было попасть в места не столь отдаленные. Ведь шел 1936 год…

Судя по таре, секретные туннели все же востребованы

Советский Союз чувствовал враждебность со всех сторон и вооружался, как мог, измышляя всяческие военные хитрости. Денег на них тогда никто не жалел, потому что счастье было, понятное дело, не в деньгах, а в победе мировой революции. Поэтому не метро, а именно секретные туннели стали рыть в первую очередь.

 

Строили с привычным размахом…

 

Вот, думали, придет какой-нибудь очередной проклятый Врангель, захватит Правый берег, понастроит линий обороны, мосты взорвет. А мы темной ноченькой переправим ему в тыл на поездах под Днепром всю Первую конную армию. То-то испугается старик, когда мы и наши лошади вылезем из-под земли и скажем хором: «Превед!» А чтоб с вражеских ерапланов передвижения войск не заметили, туннелей планировалось настроить аж 6 километров – 2 под землей и 4 над землей! «Подводная лодка» на Оболони должна была погрузиться под землю на 30 м и там соединиться с туннелем, тянущимся с Выгуровщины, известной теперь под кодовым названием Троещины. А Южный туннель должен был пойти через Днепр под углом (тоже военная хитрость) на остров Водников, а оттуда на Жуков остров, название которого, увы, связано не с маршалом, а с рекой Жуковка, вероятно, богатой в старину не рыбой, а жуками. 

 

Многие были морально не готовы ломать ноги

Чтобы враг со своих вражеских ерапланов не мог просечь передвижения советских войск, был придуман проект поезда-обманки. То есть вот погрузилась Первая конная армия в поезд, он подъехал к берегу, нырнул под мостик и пошел себе вдоль Днепра. С ерапланов докладывают в ставку: «Поезд с войсками идет вдоль берега». А на самом деле вдоль берега из-под моста пустили другой поезд, без войск. А груженный красноармейцами нырнул под землю. Как наивно выглядят все эти военные хитрости в эпоху спутников и шатлов, когда из космоса можно сфотографировать спичечный коробок…

Вова и Андрей должны быть неслабыми альпинистами.

Кстати, альпинисты часто устраивают реальные тренировки на этом корабле тоталитаризма

Именно из космоса и была найдена часть Южного туннеля – через Google Earth. Правда, сначала отыскали одного из директоров той стройки, который, на радостях, что КГБ почило в Бозе, разболтал ему все гостайны. Оказывается, на Осокорках под землю было зарыто 220 метров бетонных колец, в которых вполне мог бы поместиться целый состав. Сейчас наружу выглядывает только небольшая башенка-вход (верх от подводной лодки, такой же, как на Оболони). К этой самой башенке мы долго идем от автобуса пешком, глазея на дачи новых украинцев, мирно соседствующие с бедными халупками времен застоя.

Арсений Финберг у секретного погреба на Осокорках

 

— Когда мы наконец нашли то, что искали, понятное дело, посчитали своим долгом залезть в туннель, — рассказывает Арсений Финберг. – Аккуратно проникли в башенку. А там внутри – чемоданы, велосипеды – всякий скарб. Хозяева дачного участка используют секретный объект №1 как погреб…

 

Южный туннель: мечта и реальность

В сам туннель Арсению залезть не довелось: бетонную бутылку под землей закрыли бетонной же пробкой еще в 80-х…

Туннель под Днепром должен был идти на остров Водников, а оттуда – на Жуков остров

 

Недалеко от башенки-погреба посреди дачных участков мы наткнулись на еще один кусок туннеля длинной аж 90 м. Когда в 70-е годы земли Осокорков были выделены под дачи трудовому народу, ни на каких картах секретный туннель, понятное дело, обозначен не был. Поэтому владельцы нескольких участков были приятно удивлены, найдя в своих владениях симпатичный бетонный домик. Эта девяностометровая колдобина знаменита еще и тем, что на ней в одном из своих клипов снимался сам Виктор Цой.

Цой теперь, как Ленин, — жЫвее всех жЫвых!

 

Думаю, рядом с этой суперсекретной стройкой подднепровских туннелей Байкало-Амурская магистраль отдыхает. Все строительство было разделено на участки, которые почему-то названы по-буржуйски — титулами. Каждый из них возводился отдельно, а всего титулов было как минимум 9. И на каждом работали от 1 до 5 тыс. человек. Да плюс охрана. Это был целый секретный Вавилон! Северный и Южный туннели на Левом берегу должны были соединяться в районе Дарницкого вокзала, на Правом – недалеко от центра. Для их строительства было построено огромное количество вспомогательных сооружений. Одно из них – ТЭЦ перед железнодорожным вокзалом, на которую были запитаны все участки секретной стройки.

Говорят, в Цоевском туннеле неплохая рыбалка!

 

Стройка была рассчитана на 12 лет, и к 1951 году товарищу Сталину должны были торжественно доложить о первом военном поезде, прошедшем под Днепром. Может быть, он и сам бы приехал катнуться на таком метро, и тогда бы не Царицын, а Киев переименовали в Сталинград… Но командование вермахта внесло свою корректировку в эти планы. Строителей туннеля эвакуировали всего лишь за три недели до прихода немцев в Киев. А ту военную технику, которую не успели вывезти, согласно легенде, спрятали в туннеле на Жуковом острове под слоем масла.

Один из выходов «жуковского» туннеля: 700 метров мрака

 

Именно на Жуковом острове ныряет под землю самый большой участок туннеля – длинной около 700 м. Не боясь, что кто-нибудь навернется с высокого бетонного желоба на тонкий лед, Арсений провел нас по верху секретного объекта. Ни тебе КПП, ни охраны. Благодать…

Если сойдешь с утоптанной тропы, вернуться по на нее по обледенелым склонам туннеля непросто

 

Под слоем бетона уже давно плещется вода, затопившая после постройки Киевской ГЭС все подземные участки стратегических туннелей. Аквалангисты летом проныривали все 700 секретных метров в поисках бронепоездов и пулеметов «Максим», но так ничего и не нашли. А может, нашли, только никому не сказали…

Второй выход из туннеля ныряет под воду

 

На Жуковом острове были устроены самые грандиозные прятки. На его ныне заповедных просторах в 1939-1941 гг. трудились около 20 000 строителей. А чтобы ни у кого из них не возникало желания прогуляться за колючку и кольца оцепления, на острове построили общежития, магазины, клубы и даже кладбище (!). Когда стройку заморозили, все это аккуратно сровняли с землей, чтобы никто не догадался о секретах СССР. Учитывая специфику строек того времени, можно предположить, что строили туннели те, кого государство хотело спрятать подальше от нормальной жизни, то есть зэки. А чтобы никто из них не разболтал военной тайны, трудиться заставляли в прямом смысле до упора. При такой работе это было несложно…

Диаметр туннеля никак не меньше метрополитеновского

 

Чтобы бетонная подводная лодка, подобная той, которая до сих пор украшает Оболонские пейзажи, погрузилась на глубину 30 м, под нее закачивали под жутким давлением воду, откачивая ее потом уже вместе с грунтом. А когда погружение было закончено, в лодку опускали землепроходнический снаряд, который долбил, долбил, долбил… По нормативам рабочая смена должна была продолжаться 50 минут, и считалось стахановским подвигом, если за сутки продалбливали и бетонировали 60 см туннеля.

В отверстие, куда закачивали воду, можно даже спуститься

 

Слухи о том, продолжалось ли строительство после войны, очень различны. Одни говорят, что никто уже не возвращался к этому проекту, другие – что строили до 1948 г., и третьи – что до 1953 г. Скорей всего, правы третьи. Потому как Сталин был человеком целеустремленным. Когда в 70-е годы решили достроить туннель и посчитали, сколько это будет стоить, то волосы у господ офицеров под фуражками зашевелились: на эти деньги можно было с нуля построить три моста. Туннель, естественно, законсервировали, щедро залив входы и выходы бетоном, а потом и забросили, сняв охрану. И сейчас он числится за Минобороны, и гриф секретности на нем остался. Чтобы добро не пропадало почем зря, все, что могли сдвинуть с места и увезти, отдали метрополитену. Поэтому когда проезжаете через «Арсенальную» и «Театральную», встаньте смирно. Какая-то часть этих станций и подъездов к ним выполнена из материалов секретных сталинских туннелей.

Марш-бросок на 700 секретных метров по Жуковому острову

 

А теперь писк! Когда советские войска вошли в Берлин, то в сохранившихся архивах Абвера с удивлением нашли подробные чертежи суперсекретного объекта №1! После распада Союза все документы, касающиеся туннелей под Днепром, уехали из Киева в Москву, а там могли спрятаться так далеко, что ни с еропланом ни со спутником их уже не найдешь. Вот что значит прятки по-взрослому…

 

Дойдя до этого места, Арсений попробовал пошутить: «Спасибо за внимание, здесь я вас и оставлю». «Нет проблем. Только подгоните сюда автобус», — ответили мы.

«Абырвалг – отзывы о всех местах твоего города»