Не будь этой церкви – на самой высокой точке Киева взгромоздился бы очередной особняк олигарха Я вышла на это место еще весной. Тогда, потеряв работу, бродила по Батыевой горе для моциона и новых, положительных впечатлений. За ухоженными дворами хрущевок по улице Ивана Неходы на краю горы увидела два бетонных бака с крестами наверху. Я испугалась и подумала, что это церковь старообрядцев.

Во второй раз прихожу сюда в первых числах этой зимы, уже как корреспондент «Газеты по-киевски», с фотографом.

Юрий сожалеет о том, что день пасмурный. Голубое небо послужило бы отличным фоном для этих странных сооружений из серого бетона. Солнце придало бы кадру глубину. Проходим по тропинке между баками прямо к кирпичному домику. Видим – на скамье мужчина сидит, одет, как батюшка. Мы представляемся.

– Сейчас матушку позову, – и уходит в дом.

Сначала к нам выбежал крупный полосатый котик, за ним из дома вышла женщина.

– Матушка Елена, – представляется она сама, а затем говорит о церкви: – Религиозная община в честь иконы пресвятой богородицы «Одигитрии». Принадлежим к УПЦ Киевского патриархата. Зарегистрировались в 2003 году.

Матушка – очень приятный и общительный человек. И мы слушаем историю этих мест. Оказывается, бетонные баки – это водонапорные резервуары для воды. Она подавалась вниз, в депо, для паровозов, технически чистая – чтобы накипи не было. Построены резервуары в 1913 году, как и сторожка, которая служила жильем присматривающему за резервуарами. С 1944 года здесь начала работать тетя Елены.

– Обязанность заключалась в том, чтобы следить за уровнем воды. Наверху стояли поплавки. Если уровень был критический – вызывали машину. Она лишнее откачивала.
С 1966 года баки не эксплуатируются. Семья так и осталась жить в домике-сторожке. Пришло другое время – его приватизировали. Елена вышла замуж. Ее избранник – Александр Фадеев – из династии священников. Неудивительно, что пришло решение: в одном из баков обустроить церковь.

Подходит батюшка и молча кладет в руку Елены ключи. Мы, следуя за матушкой, обходим церковь по дорожке. Кот бежит впереди.

– Как его зовут?

Матушка отвечает, что то ли это Кеша, то ли Сирко — по отдельности их трудно различить.

– Вот правду говорят люди, что кот держится хорошего угла, – матушка отпирает бордовую железную дверь. – Нам все жители из этих домов говорят: «Здесь у вас так хорошо».

Внутри прохладно, но сухо. Бетонные стены образца 1913 года выглядят на свой возраст, но следов плесени не заметно. На полу брошены деревянные поддоны — они защищают прихожан от сырости бетонного пола. В центре – обогревательный котел. Все остальное – по минимуму, может поэтому храм похож на пещерный — без иконостаса и настенной живописи, но с расставлеными на столах иконами.

Заходит батюшка.

– Известью надо побелить, – глядя на стены, говорит он.

Работы еще много нужно проделать. Планы есть не только у батюшки с матушкой, но и у больших чиновников. Но начало ремонта в храме тормозит давний конфликт. Десять с лишним лет назад на этом участке хотел построиться заместитель мэра (прошлого и нынешнего). Спор шел из-за нескольких соток земли, которую семье Елены не разрешали приватизировать. Вступились жители домов на улице Ивана Неходы. Помог народный депутат Юрий Костенко. Батыева гора и так вся облеплена особняками. Из-за этого случаются оползни. Каждая новая стройка начинает угрожать обвалом старых домов.

Чиновники «Укрзалізниці» на словах признали, что резервуары у них давно списаны. Им это имущество не нужно, однако на бумаге подтвердить этот факт они не спешат. Провести решение через горсовет о передаче клочка земли общине взялся помочь уже сам патриарх Филарет. Конечно, мэрский богач, который положил глаз на эти пару соток, мог бы похвастаться, что построил дом на самой высокой точке Киева.

– Нас и били, и угрожали, и купить у нас эту землю хотели – все пережили, слава Богу, – говорит Елена. – Дети мои просили: «Мама, не отдавай землю никому. Надо, чтобы здесь Богу служили». На западном склоне Батыевой горы археологи нашли около 200 курганных захоронений. Здесь вполне могло быть языческое капище. Однажды приходят сюда двое интеллигентных людей – мужчина и женщина. Внимательно смотрят вокруг. Женщина говорит: «Мы оба геологи. Мой муж задался целью найти самую высокую точку Киева». Пока жена говорила, мужчина молчал, а потом сказал: «Да, это здесь».

Матушка Елена вспомнила еще одну историю о таксисте, который вез на улицу Волгоградскую пассажира. А пассажир потом пришел к ним и этот случай рассказал. «Таксист общался с ним на разные темы, а потом вдруг говорит: «Там церквушка есть, я зашел. Даже толком и не молился. И ни с того ни сего перестал хотеть курить. До этого всю жизнь мечтал бросить, не мог».

– Это к нам из газеты, дядя Коля, – представляет нас Елена пожилому человеку, который недоверчиво глядел в нашу сторону.

– А я думал, может, они там хотят строиться… – обрадовался дед.

– Машинистом отъездил все годы, – рассказывает матушка. – Как это депо называлось, где паровозы водой из наших баков заправляли?

– Депо имени Андрея Андреева, – отвечает дядя Коля, – был такой коммунист во время революции.

Подбегает еще один котик. Матушка сразу же определяет, что первый – Кеша, следовательно этот – Сирко.

Дядя Коля заявляет:

– Мы не выгоняем котов. Поэтому у нас и мышей нет.
Потом, завидев сантехников, которых дожидался, прощается, идет к ним.

Уходим и мы, спускаясь с этой самой высокой точки Киева на Южный вокзал ровно за 20 минут, здесь стоит новый храм. Это уже третий на Батыевке. Выживет ли экзотическая церковь в резервуаре? Ведь судьба ее зависит не от Бога, а находится в руках влиятельных смертных.