Мы постоянно ищем внешние причины основных проблем бытия. В действительности главные причины неблагополучия заключены в самом человеке. Давно известная истина: чтобы изменить мир, мы должны измениться сами. Понимание окружающего мира и высочайшая самодисциплина должны лежать в основе изменения нашего духа, души — и это обязательное условие выживания.


Но на ошибках, как говорят, учатся лишь умные, а удел глупых — повторять их вновь и вновь, не вынося никаких уроков из прошлого. А память об ошибках общества находится в каждом из нас, все грехи и несчастья общества сохраняются в подсознании человека, в его судьбе, карме.


Киев — один из самых старых городов Европы, один из красивейших городов мира. Но чиновники на заре советской власти трактовали Киев как «неупорядоченное нагромождение церковных и коммерческих зданий». Как следствие этого, по подсчетам исследователя, историка М.Миллера, автора книги «Знищення Православної Церкви большевиками», более 65% церквей на территории Советской Украины были уничтожены или переделаны для других целей еще до Второй мировой войны. Большинство документов, подтверждающих эти факты, уничтожены.


Приведем лишь несколько горьких исторических примеров.


В 1935 г. был утвержден генеральный план по включению Аскольдовой могилы и прилегающего кладбища, одного из старейших аристократических кладбищ Киева, в общую сеть городских парков. Старое кладбище в 1935—36 гг. обратили в «Парк культуры и отдыха». Камни с надмогильных памятников использовали как строительный материал, а ценные вещи с могил были конфискованы НКВД.


Еще один пример — судьба трапезной церкви собора Святого Николая XVII ст. («Великий Микола», Військово-Микільський собор), который был одним из самых известных сооружений гетмана Ивана Мазепы в Киеве. Чудом уцелевшую после планового разрушения собора в 1934 г. трапезную церковь, которая представляла собой уникальное архитектурное сооружение, в начале 60-х гг. уничтожили, и на этом месте был возведен Центральный киевский дворец пионеров. Но место, где стоял собор Святого Николая, не перестает привлекать внимание и сейчас, и вот уже в наши дни там ведется бурное строительство многоэтажных гаражей, для чего кроме всего прочего были вырублены деревья, посаженные когда-то высокими гостями столицы Украины…


Как констатирует абсолютное большинство профессиональных архитекторов, искусствоведов, философов, культурологов, общественных деятелей, а также и просто киевлян и гостей столицы, с которыми довелось общаться, — варварство по отношению к историческому наследию Киева, традиции разрушения сохраняются и сегодня. Такие поистине революционные изменения в архитектурном лице города, по оценкам культурологов, имели место лишь в репрессивно-сталинские времена.


Киевлян, в частности законопослушных налогоплательщиков, ныне беспокоит масса вопросов по поводу столичных изменений, о которых люди узнают в большинстве случаев, когда уже поздно бить в набат. Например, почему не сохраняют аутентичность исторического наследия города, почему чиновники, которые призваны охранять, сохранять, не могут противостоять засилью строительства небоскребов в уникальной центральной исторической части города? Людей беспокоит судьба тополиной аллеи бульвара Шевченко, которой восхищались в свое время Шевченко и Гоголь, Пушкин, Лесков, Булгаков, Коцюбинский, Мандельштам, Эренбург. А также доля урочища Гончары-Кожемяки, ибо рекламно-информационная газета «Київ на долонях», бесплатно попадающая в каждый почтовый ящик киевлян, навязчиво предлагает приобрести «квартири та власні маєтки у центрі Києва: Урочище Гончари-Кожум’яки…»


Борис Крымский, доктор философских наук, заслуженный деятель науки и техники Украины:


«Современный архитектурный облик Киева противоречит как его природному историческому ландшафту, так и жизненному пространству жителей столицы.


Во времена правления князя Владимира Киев называли вторым Иерусалимом, и этому существуют письменные доказательства. Я сопоставил планы Иерусалима и Киева в районе киевских холмов — горы князя Кия, Хоревицы и Щекавицы, — и там топография Киева совпадает с топографией Иерусалима. К сожалению, в Иерусалиме эти места застроены, а в Киеве это чудом сохранилось. И сейчас это уникальное место уничтожается, самое его сердце — Гончарный Яр застраивают элитными коттеджами. Хотя в 60-е годы Советом министров Украины было принято решение создать на том месте исторический парк.


Специфика Киева состоит еще в том, что высота киевских холмов над уровнем Днепра равняется приблизительно 100 м. В течение 1000 лет архитекторы, чтобы не разрушить гармонию киевской панорамы, не строили зданий выше 100 м. Даже самая высокая колокольня в православном мире — колокольня Киево-Печерской лавры — всего 95,5 м высотой. В ХХ столетии все перевернулось. Каноны разрушены. А то, что не успели разрушить, пытаются наверстать сейчас. Говоря об этих нарушениях, я имею в виду не только железную женщину с мечом, хотя женщина исторически никогда не изображалась с мечом, ибо тогда это уже не женщина! Сейчас на каждом шагу в центре Киева строят небоскребы — панораму города уже почти уничтожили. А ведь выход есть — если есть такая необходимость строить небоскребы, можно строить их в спальных районах Подола, в этом случае высотки не будут разрушать панораму старинного Киева».


Лариса Скорик, архитектор, профессор Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры, общественный и политический деятель:


«Удастся ли спасти Киев, если уже так успели исковеркать эстетический вкус жителей города? Вряд ли жители вскоре смогут понять, что существует иная архитектура, другой — достойный, не вульгарный, как у нас, подход к тому, что называем историческим наследием.


Историческое наследие необходимо любить, уважать, спасать — пока оно еще живет, продлевать ему жизнь, а не создавать какие-либо фикции. Уже существует план воссоздания церкви Спаса на Берестове. Это полный нонсенс: храм стоит! Часть его сохранилась с XII века, а все остальное перестраивалось еще во времена Петра Могилы. И в те времена восстанавливались сооружения и строились новые, но истинно восстанавливались, а не создавались макеты в стиле старины, как это собираются делать и делают сейчас. Необходимо сохранять аутентичность — нужно ухаживать, реставрировать, чтобы донести память следующим поколениям. А все, чему мы свидетели сегодня, могу назвать своего рода паранойей. И, к сожалению, примеров этой «архитектурной паранойи» можно приводить великое множество.


А что касается Майдана Незалежности, то могу сказать, что как архитектор, преподаватель Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры, я своих студентов предостерегаю, прошу ходить как можно реже на Майдан, чтобы в юные годы не испортить свое эстетическое восприятие, вкус.


Хочу акцентировать, что деятельность всех тех чиновников, которые ныне вершат судьбу украинской столицы, глубоко непатриотична! Сегодня Киеву стараются придать, навязать хуторской провинциальный имидж, вместо по-настоящему достойного».


Сергей Иванов, философ, культоролог:


«Майдан Незалежности — архитектурный символ идей государственной независимости Украины. Как думается, именно стыковка функционального и содержательного стала основной причиной нелепого нагромождения стилей и форм.


По большому счету, Майдан должен был оставаться традиционным местом отдыха горожан. У фонтанов площади назначало свидания несколько поколений киевлян.


Если же власть испытывала необходимость в создании площади общегосударственного значения, то нужно было создавать ее с нуля и, очевидно, в другом месте. Это мог бы быть, например, мемориальный комплекс…


Если создается миф (а он создается!), то нужно строго следовать законам жанра: не может сакральное быть местом балагана или молодежных тусовок, как это происходит сейчас…


У многих возникают ассоциации «битвы» между женщиной на колонне и архистратигом Михаилом, словно готовых схлестнуться прямо над головами людей. Вызывают недоумение и постмодернистские, как их уже окрестили в народе, «парники», которые уменьшили и без того небольшое пространство.


Назвать все, что мы видим на Майдане, эклектикой сложно, скорее это навороченная пошлость с претензией на дешевую европейскость».


Ольга Петрова, художник, искусствовед:


«Случай с Майданом Незалежности беспрецедентен. Как выяснилось в ходе майских дискуссий о судьбе города, бюджет на строительство этой площади, проект по строительству был утвержден правительством уже постфактум, когда строительство площади было завершено. Проект не был подписан каким-либо художественным советом, генеральный план не выставлялся на научно-методический совет Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды при киевской горадминистрации. Из политических соображений за одну ночь обнесли забором площадь и перекопали… И иначе как авантюрой переустройство Майдана Незалежности на неизвестно где взятые деньги назвать нельзя!


Еще один факт: во время работ по реконструкции Майдана Незалежности был разрушен вал ХІІ ст. Во время раскопок были обнаружены планировка улиц, остатки деревянного дома. Во всех цивилизованных странах, если находят что-либо подобное Помпеям, а это были киевские Помпеи, их сохраняют, консервируют, показывают, а у нас их уничтожают!


Единственный выход — в использовании институтов демократии. Такие серьезные события, как строительство Майдана Незалежности, переустройство одного из центральных бульваров — бульвара Шевченко для удобства автомобилей, которые неизвестно как могут в таком количестве появиться в бедной стране (это один из многочисленных наших парадоксов), — такие проблемы должны обговариваться на уровне народного веча. Как это происходило в Новгороде в XIV в., во Флоренции в XV в., как это происходит в цивилизованных странах сегодня, ибо, например, в Копенгагене, Лондоне или Париже никому даже в голову не придет что-либо снести бульдозером! Там будут советоваться с народом — со своими налогоплательщиками!


Государство должно видеть перед собой хотя бы модель демократической Греции, а не императорского Рима. Тут нет порядочности!»
* * *


Как сообщили в Управлении охраны памятников истории, культуры и исторической среды при киевской мэрии, только киевский Подол в ближайшие годы ждет реконструкция Почтовой площади, улицы Набережно-Крещатицкой, воссоздание Магистрата, Братского монастыря Богоявления. И на это уже найдены необходимые бюджетные и инвестиционные деньги, тогда как на реконструкцию, поддержку столичных аутентичных памятников старины денег по-прежнему нет! А в проблемах столицы как в кривом зеркале отражаются проблемы регионов. Только, например, в Приднепровье сейчас в массовом количестве гибнут уникальные деревянные церкви XVII—XVIII ст.


Печально, но приходится констатировать, что любимый город —Киев — теряет свое лицо. Учреждения, призванные защищать город, признаются в собственном бессилии, а часто и провоцируют всевозможные вопиющие нарушения…


Если мы хотим, чтобы нас считали европейцами, то пора заканчивать с пустыми декларациями и немедленно начинать жить по принятым в человеческом обществе нормам. И всем вместе отстаивать интересы города, душа которого пытается до нас докричаться через гул бульдозеров, кранов, спешащих сносить, крушить все на своем пути.