Многие эти места называют по старинке «Большевиком» – раньше так называлась станция метро «Шулявская» и находящийся здесь же завод. Но старожилы помнят, что настоящая Шулявка начиналась сразу за Воздухофлотским мостом. А официально это название и в советские времена сохраняло… кладбище возле Отрадного.

Кстати, и до революции с Шулявкой было тоже не все понятно. Шулявок было… две! Если ехать из центра, то справа от проспекта Победы – это «правая», «городская» (вошла в черту города в середине XIX века). «Левая», «сельская», была пригородом до 1910 года.

 

«Сельская»: «А я родился на Шулявке, на блатной»

Эти слова из песни «Крещатик» Александра Розенбаума как нельзя лучше отражают жизнь Шулявки одноэтажной еще в 1950–60 годах. Сейчас здесь, в «треугольнике» проспекта Победы, улиц Борщаговской и Политехнической, – микрорайон «Политехнический» или, как говорят, «на КПИ».

– Я жил на той самой «сельской» Шулявке до самой постройки массива, – вспоминает «абориген» Юрий Тимошков. – И через двор у нас действительно жила банда, да и шпаны много было – Шулявка была как отдельная республика, немногие рисковали сюда заглянуть без приглашения.

– Небольшие частные домики ютились близко друг к другу, в каждом дворе был сад, злые собаки. В двухэтажных домах-бараках жили рабочие и отставные военные.

В те годы на месте ЗАГСа – Бермудского треугольника – располагалась нефтебаза, и улицу Шолуденко до 1957 года называли Керосинной. Современную Борщаговскую и линию скоростного трамвая проложили только в 1970-х, а тогда здесь в озерах и запрудах Лыбеди можно было плавать на лодках и даже ловить рыбу.

– Я собственноручно ловил здесь карасей, – рассказывает Юрий. – Пока была нефтебаза, к озерам приходилось лазить через забор. А как начали строить многоэтажки, так забор сняли и озера «открыли».

В этом месте в Лыбедь впадает один из самых крупных притоков – теперь подземная речка Скоморох.

– Скоморох течет с Лукьяновки, фактически под ул. Черновола и Воздухофлотским мостом, раньше река была естественной границей Шулявки, – поясняет киевовед Александр Михайлик. – А в 1937 году Скоморох вышел из берегов – вода поднялась на полтора метра. Тогда реку окончательно спрятали под землю – в коллектор.

Сейчас на месте озер строится… офисный небоскреб. Хотя за Воздухофлотском мостом одна пятиэтажка уже давно здорово накренилась. Да и жители соседних домов жалуются, что двери перекосило после начала стройки – как бы советские «панельки» тоже не «поплыли»…

 

«Городская»: снесенную церковь хотят восстановить

Если «сельскую» Шулявку снесли подчистую, то от «городской» кое-что таки осталось: и сеть улиц, и несколько «царских» зданий.

– Улицы во многом сохранили планировку, интересно, что до недавнего времени не была застроена местная «базарная площадь», куда сходятся улицы Шулявская, Старокиевская, Ярмолы, – говорит Александр Михайлик. – Но больше помнят церковь Марии Магдалины, на Политехнической улице.

Храм построили в 1889 году – сюда приходили как жители Шулявки, так и преподаватели и студенты соседнего Политеха. В 1935 году церковь снесли.

– Разбирали храм по кирпичам и одновременно строили школу практически вплотную – сейчас это школа-лицей №142, – объясняет Михайлик. Со времен оккупации в 1941 году до 1959-го богослужения проводились в сохранившемся доме священника.

Сейчас зарегистрировано около десятка церковных общин Марии Магдалины. Несколько лет назад в парке КПИ заложили «первый камень» восстановления церкви, но будущее проекта пока туманно.

 

«Кладбищенская»: ЗАГС и дворец культуры

Самый дальний уголок Шулявки – одноименное кладбище на улице Западной (недалеко от Национального авиационного университета), открытое еще в 1885 году. Улица была проложена по части кладбища в 1932 году, тогда же снесли и кладбищенскую часовню. Теперь тут церковь святого Иоанна Крестителя, построенная в 1990-х годах.

– Здесь находился растворобетонный узел – РБУ, здание которого было использовано при строительстве храма, – рассказал «Газете…» отец Павел, настоятель церкви. – На этом участке когда-то стояла высокая труба, старожилы говорят, что здесь был тайный крематорий НКВД.

Кладбище закрыли в 1950-х годах, как и все «местные» погосты. Сейчас небольшое кладбище, зажатое многоэтажками, ухожено и привлекает любителей старины несколькими памятниками дореволюционных времен. А до строительства бетонного забора в 2002 году фактически на могилах размещалось с десяток гаражей.

– Никто не знает реальные границы кладбища, я слышал 17 версий, – пояснил отец Павел. – Кладбище должно было быть очень большим – вряд ли такая маленькая площадь могла обеспечить многотысячную Шулявку, Казенные дачи, хутор Отрадный. Старожилы считают, что некоторые соседние дома построены «на костях» – погост достигал улицы Выборгской.

Почти через дорогу – Соломенский районный ЗАГС. Здесь начинается широкий бульвар Лепсе, а по соседству – огромный дворец культуры завода «Росток». В «сталинке» с гигантской чуть ли не дворцовой колоннадой – детские танцевальные студии, кружки, торговые раскладки, ночной клуб…

 

Как оказалось

До «секонда» здесь были дачи

Район нынешней Шулявки изначально назывался Казенные дачи – в конце XIX века тут распланировали участки под дачную застройку. Но вместо этого стали расти заводы, хотя и дачи таки построили: на улицах Смоленской, Металлистов можно увидеть несколько «царских» домов. В советское время район официально назывался Октябрьским, правда, «Октябрька» особо не прижилась – многие говорили просто «Большевик». Так что, нынешняя «Шулявка у метро» – уже четвертая по счету, после «сельской, «городской» и «кладбищенской».

 

Кстати

Споры о происходжении названия «Шулявка» идут уже давно – и однозначного ответа пока нет. В Ипатьевской летописи в 1160 году упоминается Шелвово сельцо под Киевом. Есть и версия, что название произошло от слов «шуло» или «шула» – так и сейчас кое-где называют столбы для заборов.

Впервые Шулявщиной стали называть резиденцию киевского митрополита Варлаама Ванатовича, построенную в 1763 году на месте нынешнего Министерства обороны в начале Воздухофлотского проспекта.

В XIX веке вдоль Лыбеди проложили железную дорогу, вдоль Брест-Литовского шоссе (ныне – проспект Победы) стали появляться промышленные предприятия, Политехнический институт (КПИ). Теперь Шулявкой называли пригород-окраину Киева – здесь селились рабочие, преподаватели Политеха.