История

 

— Решение о создании Ботанического музея в системе Академии наук Украины, — рассказывает заведующий музеем Валерий Новосад, — было принято в марте 1921 года. Тогда создали ботанический кабинет с гербарием, которые стали базой для создания целого ботанического института. Ныне это — Институт ботаники им. М.Г.Холодного НАН Украины, а наш Ботанический музей – его составная часть.

А тогда, в бурные 20-е, в ботаническом кабинете самоотверженно работали выдающиеся ученые-ботаники: Александр Фомин (его имя носит киевский Ботанический сад), Дмитрий Зеров, Николай Пидопличко, Альфред Окснер.

Они развернули работу по изучению флоры и растительности Украины, заложили основы гербариев сосудистых растений, мхов, лишайников, грибов. Они же начали сбор материалов для Ботанического музея.

Через 10 лет, в 1931 году была развернута первая музейно-ботаническая экспозиция. Она занимала площадь 260 квадратных метров в помещении Института ботаники по улице Терещенковской, 2. В ней были представлены в основном образцы гербариев сосудистых растений, грибов, лишайников, сухие плоды, семена и целые шишки. Они размещались в семи вертикальных музейных шкафах и нескольких горизонтальных витринах.

Долгие годы экспозиция музея периодически обновлялась, пополнялась, но не расширялась – соответствующего помещения не было. Она не имела четкого тематического направления, была просто собранием разрозненных интересных экспонатов – представителей мира растений и грибов. В таком состоянии музей просуществовал около 35-ти лет.

Музей знали, его посещали школьные экскурсии, иногда в послевоенные годы экспозиция обновлялась и некоторым образом пополнялась. Организовывались, например, выставки гербарных образцов растений, характерных для степных заповедников Украины, выставлялись особо вредные сорняки и полезные дикорастущие растения украинской флоры.

Однако, ни по объему и оформлению экспозиций, ни по характеру размещения и разнообразию материалов тогдашний музей никак не мог конкурировать с другими музеями столицы.

История нынешнего музея начинается в 1966 году и связана с именем доктора биологических наук Дарьи Доброчаевой.

Тогда в Киеве, в системе Академии наук был создан Центральный естественнонаучный музей (ЦНПМ АН УССР — в 1998 г. он получил статус «Национальный»). Речь шла об экспозиционно-территориальном комплексе геологического, палеонтологического, зоологического, ботанического и археологического музеев, подчиненных соответствующим институтам Академии наук Украины на правах их научных отделов. Для реального претворения этого замысла в жизнь был отведен огромный дом Академии наук в центре Киева на Богдана Хмельницкого, 15. Решающим было то, что на четвертом этаже этого дома на то время уже существовал Зоологический музей. Так в 1966 году было начато строительство, организация и создание экспозиций в сущности совсем нового Ботанического музея – на пятом этаже здания площадью в 1400 квадратных метров. Его заведущей стала Дарья Доброчаева – ученый-энтузиаст, под руководством которой были разработаны научные и экспозиционные принципы создания полностью нового Ботанического музея.

Ею было инициировано бесчисленное множество экспедиций по поиску экспонатов – Дальний Восток, тундра и тайга, Кавказ, Средняя Азии, субтропики, тропические берега Атлантики, Тихого и Индийского океанов.

Музей создавался в две очереди, по мере высвобождения и архитектурной реконструкции помещений под его экспозиции: первую – «Растительный мир Украины» и «Ботаническая наука на Украине» открыли для посетителей в мае в 1969 года, вторую — все все остальные разделы, в сентябре в 1973-го.

Сегодня в Ботаническом музее, который носит имя Дарьи Доброчаевой, экспонируется 4000 натуральных экспонатов, 550 фотографий, 1000 цветных схем, рисунков, карт ареалов…

 

Экспозиция

 

В пяти больших залах музея размещены экспозиции «Ботаническая наука на Украине», «Основные группы растительного мира», «Клеточное строение и морфология цветочных растений», «Система и эволюция цветочных растений», «Растение в жизни человека», «Охрана природы», «Растительный мир Украины», «Растительный мир Евразии», «Растительный мир Земного шара».

— При воссоздании музея, — рассказывает Валерий Новосад, — научные принципы организации которого вместе с коллегами вырабатывала Дарья Доброчаева, возникла проблема – как и по какому принципу организовывать экспозицию. Если, например, по систематическому принципу, как это сделано у зоологов, то окажется, что, к примеру, бамбук и пшеницу надо выставлять рядом. Только потому, что оба эти растения отнесены ботаниками к семейству злаковых. Хорошо знакомая нам шелковица окажется рядом с двадцатикилограммовым плодом тутового дерева (его еще называют хлебным) – оба из семейства тутовых. Едва ли такая иллюстрация системы понравилась бы некоему усредненному любопытствующему посетителю музея. Она не была бы понята без комментария. А в музее главное – наглядность. Ее обеспечивает принцип, который можно назвать зонально-региональным. В том, что был принят именно он, сыграла свою роль и поэтичность натуры Дарьи Доброчаевой — красота и разнообразие, свойственные живой природе, нашли отражение в упорядочивании экспонатов, показанных в музее.

Экспозиция поражает не только гербариями и муляжами растений, но и изящными панорамно-объемнымидиорамами, выполненными с безупречным художественным вкусом. В них отображены ландшафтные картины растительности Великоземельской тундры в приполярном Урале, оригинальная самобытная красота мира Бадхизского заповедника в Туркмении, общий вид африканской саванны в начале периода засухи, берег тропического острова в Тихом океане с кокосовыми пальмами и мангровыми деревьями, неохватные степи Южной Украины, высокогорье Карпат и экзотика Южного берега Крыма.

Они настолько реальны, что однажды, рассматривая одну из диорам, гость из Японии, ученый, которому показывали музей, обратился к переводчику с вопросом – откуда вход, чтобы поливать растения? Диораму он принял за живое растительное сообщество….

 

День сегодняшний

 

— Следует сказать, — говорит в заключение Валерий Новосад, — что Ботанический музей – только часть Национального научно-природоведческого музея. Сюда входит еще четыре музея: Зоологический, Палеонтологический, Археологический и Геологический. Их задачи не только просветительско-коллекционные. И даже не только научные. Как клетки человеческого мозга, они – ячейки коллективной памяти человека о природе. Живой и неживой.

Но зачем человек помнит? Не излишняя ли, не расточительная ли это предусмотрительность природы? Помним мы, чтобы научиться, чтобы воспроизвести. Воспоминание, в обыденности связываемое с прошлым, в действительности обращено к будущему. Ибо память и человека и человечества избирательна – она извлекает нужное для будущего. И музей, где строго и тщательно хранится память об ушедших, живущих и уходящих живых существах, это воспоминание – о будущем! Это предостережение. Когда исчезает какой-либо вид растений, то с собою он уносит нечто очень значительное, чего мы никогда не узнаем….