Но в советские годы за кинематографом признали значительную идеологическую роль. Прозвучала хрестоматийная фраза товарища Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Большевистская власть затрачивала немалые средства на создание киностудий, на съемку революционной хроники и подходящих по «классовому признаку» художественных картин. Смотреть их должны были новые зрители — пролетарии. И вот в рабочей местности Петровке (так тогда называли Подол в честь «всеукраинского старосты» Григория Петровского) был со­оружен первый в Киеве кинотеатр, специально рассчитанный на трудовую аудиторию. В 1929 году прошел всесоюзный конкурс проектов, определивший облик будущего здания. Его решили выдержать в конструктивистском стиле, который тогда был особенно популярен и считался наиболее «революционным». Характерной особенностью стала цепочка круглых окошек на фасаде, напоминающая иллюминаторы корабля — вероятно, намек на то, что среди трудящихся Петровки преобладали рабочие-речники. Тогда же под строительство был высвобожден участок на углу улиц Шолома-Алейхема (Константиновской) и Щекавицкой. В 1930-м велись работы по возведению здания, а в январе 1931 года, как сообщила пресса, была достигнута «победа на культурном фронте»: новый кинотеатр на Петровке торжественно открыли. Помимо кинозала на 680 мест и просторных фойе, в здании имелись библиотека, комната для шахмат и шашек, даже тир в подвале — чтобы, «ожидая очередного сеанса, рабочему в этом кинотеатре не пришлось грустно вздыхать и поглядывать на часы».  В качестве премьерного сеанса был показан немой фильм «Гегемон», снятый на Киевской киностудии режиссером Николаем Шпиковским. Его актуальный сюжет повествовал о том, как рабочая инициатива помогла преодолеть трудности и не допустить остановки завода.  

Переодетый и переименованный 

Некоторое время кинотеатр на Петровке носил простое название: «3-е Госкино». Иногда его именовали более пространно: «3-й комсомольский кинотеатр». Однако после празднования 20-й годовщины Октябрьской революции подольскому киноцентру присвоили новое имя — «Октябрь», а по-украински «Жовтень».  Еще раньше, к весне 1937 года, было решено «переодеть» здание. Его первоначальное конструктивистское оформление вышло из моды. Все зодчество того периода было характеризовано как «досадное пятно в творчестве киевских архитекторов», а о фасаде самого «3-го Госкино» говорили: «Хмурый, безрадостный, он напоминал скорее складское помещение, чем кинотеатр». Ввиду этого архитектор Бабулевич разработал проект нового оформления постройки. На сей раз оно было выдержано, как тогда выражались, «в духе освоения классического наследия». На углу, со стороны входа, соорудили монументальный портал. Вместо круглых окошек были устроены обычные, прямоугольные, с наличниками. Проект предусматривал даже установку над карнизом декоративных ваз и статуй.  В период нацистской оккупации кинотеатр «Жовтень» переименовали в «Глорию», но после освобождения советское название было возвращено и сохранилось вплоть до настоящего времени. В начале 1960-х годов помещение было расширено: к главному залу добавился еще один, на 300 мест.

Послевоенный ремонт кинотеатра «Жовтень».

Устоят ли «киноманы»? 

Не так давно «Жовтень» снова пережил реконструкцию. Его исходный конструктивистский облик был восстановлен. На фасад со стороны Константиновской улицы вернулись круглые окошки, а с тыльной стороны был организован новый вход и вестибюль. Многое изменилось и во внутреннем оформлении. Главный зал, получивший в память о первом сеансе название «Гегемон», приспособлен к современным требованиям комфортности и вмещает теперь 400 зрителей. Аналогично преобразовали и малый зал, названный «Киноман (он ныне рассчитан на 175 мест). Помимо этого, устроены еще три камерных зала, каждый из них — на несколько десятков любителей кино.  Можно сказать, что «бренд» кинотеатра на Подоле — старейший из существующих ныне в Киеве. В «Жовтне» учитывают это и всячески подчеркивают свою преданность традициям: используют в афишах и интерьерах мотивы «ретро», демонстрируют, помимо новинок, исторические кинокартины, знакомят посетителей с шедеврами украинского и мирового кинематографа всех времен. К сожалению, сейчас популярный кинотеатр оказался вовлеченным в судебную тяжбу между Киевсоветом и ООО «Киноман», представляющим коллектив «Жовтня». Сейчас трудно сказать, удержат ли организаторы всех интересных мероприятий в подольском киноцентре свои позиции как арендаторы коммунального здания. Но очень не хотелось бы, чтобы какие-то внешние причины помешали дальнейшей деятельности гостеприимного заведения, вот уже свыше 80 лет успешно прививающего киевлянам любовь к искусству кино. 

«Жовтень» в нынешнем облике. Фото: автор.

Кстати Сознательная опечатка 

Автором конкурсного проекта, по которому был возведен кинотеатр на Петровке, стал известный ленинградский зодчий Ной Троцкий, а его доработкой занимался киевский архитектор Валериан Рыков. Так уж совпало, что их имена оказались «крамольными», поскольку известные большевистские деятели Лев Троцкий и Алексей Рыков были преданы анафеме советской пропагандой. Сочетание столь одиозных фамилий в сталинские годы выглядело прямо-таки пугающим. Поэтому, когда в 1932 году вышел в свет альбом «Будова соцiялiстичного Києва» с изображением нового кинотеатра и сведениями об архитекторах, его составители на всякий случай сделали опечатку, превратив Троцкого в Гроцкого.