Красный Хутор и депо

Дорогу, говорят, нужно начинать издалека. Например, с Красного Хутора, прямо от станции метро «Бориспольская». Которая, надо сказать, находится на заметном расстоянии от одноименной улицы Борипольской, что создает для приезжих известные неудобства. Здесь граница между городом и соседними лесами видна четко, как нигде. Бульвар, проложенный через лес, обрывается резко: вот до этого места он еще шел, а дальше начинается стройка, за которой снова виднеется еще не до конца порубанный лес. Даже на карте здешняя трасса обозначена пунктиром, словно пересыхающая река.

Рядом с нами какие-то дюжие молодцы в касках и спецовках лихо валят электропилами вполне здоровые молодые деревья – наверное, выполняют план по рубке пяти тысяч «стволов», озвученный недавно городскими властями. Но, несмотря на рубку, парк Партизанской славы восхищает своей дремучестью. Он мрачный и неубранный. Здесь тигры могли бы чувствовать себя не хуже, чем в Уссурийских лесах. И тем более удивительно увидеть в здешних дебрях настоящую городскую новостройку. Огромное Харьковское метродепо, открытое лишь недавно, – это так удивительно в городе, где в последнее время ничего не строят, кроме торгово-офисных центров и точечных многоэтажек. Как всегда, вокруг новостройки можно увидеть много незаконченного, да и столбы на подъезде к депо могли бы стоять ровнее, но все же… Во всяком случае, с точки зрения дизайна, депо идеально вписывается в здешние сосняки, за что его создателям – честь и хвала.

Гаражи за танковым щитом

Словосочетание «территория воинской части на Рембазе» для местных жителей – термин более, чем абстрактный, так как в большинстве своем Рембаза представляет собою не что иное, как одну сплошную огромную воинскую часть. Жестяные трезубцы, кое-как нашлепнутые поверх массивных сталинских серпасто-молоткастых звезд, наводят на мысль, что когда-то эти кварталы знали лучшие времена. В наследство от которых осталось огромное количество колючей проволоки, протянутой вдоль здешних заборов. В некоторых случаях можно увидеть удивительные перформансы, вроде скворечников, прикрепленных «колючкой» к деревьям.

В некоторых случаях на огороженные территории вполне можно пройти и обнаружить там много чего интересного. Например, обширные участки нетронутого леса, крест-накрест перекроенные железнодорожными линиями, выходящими из одних капитальных ворот за высокими заборами и уходящими в другие, таких же. За одними из них мы видим украшение здешних мест – в несколько рядов заштабелированную старую бронетехнику. Бронетранспортеры, танки, самоходные артиллерийские установки. Рядом аккуратно сложены траки, колеса, башни. Это и есть знаменитое киевское танковое кладбище.

– Более того, эти территории принадлежат Киевскому казенному механическому заводу, предназначенному для ремонта бронетехники. Именно этот завод и дал обобщающее название «Рембаза» обширному микрорайону на протяжении улиц Бориспольской и Полесской. Кстати, в советские годы в этом лесу дети ходили и собирали рассыпанный порох из танковых снарядов пригоршнями, рассказывала нам потом старожил этих мест Татьяна Верягина, признанный историк Рембазы.

На танковом кладбище нашли свой последний приют машины как новых, так и устаревших конструкций. На боках у этой всей списанной армады видны одновременно украинские гербы и советские звезды, знаки гвардейских воинских частей – видимо, эта коллекция бронетехники собиралась не один год. Смешно идти мимо вереницы обычных киевских гаражей, над которыми в небо целятся разнокалиберные орудия, а пушки наведены на какую-то ремонтную мастерскую, где рихтуются помятые в ДТП автомобили. Наверное, есть в таком «милитарном» соседстве и свой плюс. Потенциально такая армада может устрашить любого угонщика. И почему мы удивляемся тому, что в лесах, где можно спрятать десятки танков, вдруг обнаружились бесхозные тигры? Да нет в этом ничего удивительного!


«Гражданская» часть Рембазы

«Невоенная» часть Рембазы в первую очередь поражает совершенной запущенностью социальной сферы. Заброшенные детские площадки, дворы многоэтажек, перепаханные под огороды и апофеоз всего этого – заброшенный стадион и хоккейная площадка, на которой от трибун остались лишь бетонные блоки да еще металлические конструкции, когда-то поддерживавшие уже несуществующую крышу. Как-то само собой вспоминается, что городские власти рассматривают возможность построить на Рембазе стадион к Евро-2012. Надо полагать, что инспектора УЕФА не заглядывали на задворки Бориспольской. В противном случае, вряд ли мы имели бы хоть какие-нибудь шансы на проведение европейского футбольного первенства.
Здесь же во дворах, среди девятиэтажных домов население оградило аккуратные огородики, соорудило заборы из всего, что попадет под руку, и возделывает свои небольшие грядки. Какие-то толстенные кабеля вместо того, чтобы быть протянутыми под землей (как это пристало толстенным кабелям), прибиты к соснам на высоте метров пять над землей. А совсем рядом, возле фармацевтической фабрики «Дарница», которую здесь по старинке называют «химфармзавод», приютилась любопытная достопримечательность киевской промышленной архитектуры – автобусное депо №7, бывшая автобаза «Интуриста». Иностранные туристы в СССР всегда были более любимы властями, чем отечественные. Даже депо для их автобусов построили в удивительном архитектурном стиле, чем-то напоминающем летающую тарелку. Как бы там ни было, другого идеально круглого крытого здания таких размеров в городе больше нет.

Последнее, что мы видим, покидая Рембазу – это активное строительство будущей станции метро «Красный Хутор». А метро – это всегда изменения. Значит, скоро сюда вместо предприятий и полузаброшенных воинских частей придет высотное и офисное строительство. Тем более, что в Киеве участки под застройку исчерпываются даже быстрее, чем мировые запасы нефти и газа. Будет ли от перестройки лучше микрорайону среди сосняков? Как говорится, поживем – увидим.