Полноценные академические концертные залы Киева можно пересчитать на пальцах. Среди них есть один, который невозможно сравнить ни с каким другим, — это Национальный дом органной и камерной музыки. Сюда, на Большую Васильковскую, 77, народ спешит всегда — и в разгар концертного сезона, и посреди лета, когда почти все концертные залы столицы прекращают свою работу. Сейчас в судьбе этого здания, которое одновременно является действующим римско-католическим храмом, настал нелегкий период. Община требует передать костел Святого Николая в полную собственность католической церкви. А это означало бы, что прекрасное готическое сооружение на Большой Васильковской прекратит параллельно выполнять функции концертного зала. Ведь службы там ведутся уже давно. И ничто в будущем не мешает оставить ситуацию без изменений. Но вопрос имущественной принадлежности бередит умы и может привести к потере органного зала. Это произойдет в случае, если само здание перейдет из государственной собственности в собственность общины. Нет нужды описывать все параметры, по которым это здание по полному праву остается национальной собственностью. Ведь оно было восстановлено, поддерживалось в порядке и ремонтировалось за счет государства. За государственные же средства там установлен уникальный орган, созданный мастерами чешской фирмы «Ригер-Клосс» по специальному заказу и смонтированный здесь накануне Олимпиады-80, перед открытием концертного зала. Сам по себе этот инструмент входит едва ли не в пятерку самых крупных органов Европы и вполне может считаться предметом нашей национальной гордости. Начиная с года проведения Олимпиады-80, этот храм зажил новой жизнью. Он вошел в уникальную сеть органных залов Украины, у истоков которой стоял выдающийся отечественный музыкант профессор Арсений Котляревский.


Доводов в защиту концертного зала, по-моему, достаточно. И вовсе необязательно среди них упоминать о том, насколько «коренной» или «некоренной» считается католическая религия для нашего города. Такой не очень корректный аргумент невольно смещает акценты в зыбкое русло и он не должен фигурировать среди доводов в пользу концертного зала. Ведь и без этого логика, да и сама история способны выдвинуть достаточно доказательств. Некая тенденция к секуляризации общества во многих европейских странах тоже не может служить здесь ориентиром. Эти, казалось бы, вспомогательные, но по сути субъективные идеи, имеют место в сегодняшней общественной жизни. Однако же, отстаивая судьбу киевского органного зала, можно обойтись даже без них. Ведь все отечественные социокультурные структуры находятся в крайне несовершенном, можно сказать, зачаточном состоянии. И крушение любого общекультурного очага, каковым бесспорно является и Национальный дом органной и камерной музыки, может стать губительным для нашей духовности. И от этого пострадают все жители столицы Украины. Эту коллизию, как мне представляется, должны особенно тонко чувствовать представители духовенства. Ведь заповедь о любви к ближнему как нельзя лучше может направить их действия в этом случае… Идея существования храма, в котором на постоянной основе проводятся концерты классической музыки, чрезвычайно популярна в Европе и, казалось бы, никого не должна шокировать. Но, тем не менее, вопрос о судьбе костела Святого Николая еще далек от окончательного решения.


Особенно обидно и досадно, что представители католической общины прибегают к не всегда безупречным методам борьбы за собственность. Часто они делают необоснованные заявления в прессе, разжигают страсти. Не так давно в телевизионном интервью ксендз, подняв перед камерой камень, взятый на соседней стройке, произнес приблизительно следующее: «Вот что музыканты сделали с нашим храмом». Возведение рядом с костелом высотного дома — это проблема, заслуживающая отдельного разговора. Эта стройка — общая беда музыкантов и прихожан, еще неизвестно, как она отразится на судьбе сооружения. Но вряд ли стоило так откровенно работать на публику и выдавать притянутый за уши факт как доказательство мнимой вины концертной организации. Не вполне понятны мотивы таких действий. В чем грешны те, кто проводит в костеле концерты (кстати, преимущественно духовной музыки)? Ведь эта практика распространена во многих странах мира. Практика, предполагающая именно сосуществование культового заведения и концертного зала. Но представители католической общины по-прежнему настаивают, чтобы костел передали в безраздельную собственность римско-католической церкви. И тогда якобы сосуществование будет возможно уже на безболезненной основе. Но такой проект вызывает мало доверия. Обстоятельства, изложенные выше, вселяют мало надежд на толерантность святых отцов в будущем. К тому же, уже сейчас речь идет о том, что в случае передачи костела религиозной общине, там будут проводиться только органные концерты, да и то всего раз в неделю. А как же быть с ансамблем камерной музыки имени Виктора Иконника? Как быть с остальным творческим штатом этой концертной организации? Безусловно, все эти высококлассные артисты без труда смогут найти себе применение где-то еще (а возможно, и подадутся за границу). Но это означает, что один из основных (и немногочисленных) концертных залов столицы практически прекратит свое существование. Напомним, что за время советской власти в Киеве не было построено ни одного концертного зала. Костел Святого Николая, сооруженный по проекту архитектора Городецкого, был освящен с большим опозданием и функционировал в качестве храма лишь несколько лет накануне революции. Потом его судьба была плачевной — в советское время там располагался склад. Но затем государство сделало очень много для возрождения этого здания.


Отдельной проблемой является вибрационное воздействие линии метро, которая пролегает под храмом. Ее идеальным инженерным решением была бы замена рельсов метро на бесстыковые, которые так широко используются во всем мире. Разумеется, не везде, а лишь на участке, который пролегает под кварталом улицы, где расположен костел. Возможно, и стены тоннеля в этом месте стоило бы покрыть антивибрационной обшивкой. Эти работы на сравнительно небольшом участке можно было бы провести за несколько ночей. Если этого не сделать, то в будущем нам не удастся избежать дальнейшего расшатывания храма. Зато упомянутые меры позволили бы устранить серьезную проблему — порчу здания и неотвратимый крен шпилей. Мы привыкли видеть шпили этого костела, обнесенные лесами. Пресса уже сигнализировала об этой опасности: ведь в худшем случае наклоненный шпиль может обрушиться на головы прохожих! А виновниками происходящего являются уже не духовные лица, не администрация концертного зала. Все дело здесь в былом, «советском» пренебрежении хозяйственников к последствиям собственных действий. Впрочем, на смену им пришли новые «хозяйственники». И как бы нам ни пришлось вскоре размышлять уже не об аспектах собственности на здание костела, а о проблеме его сохранения… Изложенные пути технического решения проблемы целиком интуитивны и не претендуют на безапелляционность. Возможно, проблемой сохранности здания на Большой Васильковской, 77 должна заняться отдельная комиссия специалистов, куда вошли бы, в частности, инженеры и архитекторы.


Сейчас Министерство культуры и искусств выделило значительную сумму для капитального ремонта здания. И ремонт начали. Есть основания полагать, что зданию уже ничто не угрожает. Администрация Национального дома органной и камерной музыки безропотно идет навстречу пожеланиям верующих — на период всех религиозных праздников концерты в зале отменяются, все сообразуется с законами существования костела Святого Николая как культового сооружения. Таким образом, оптимальным решением стало бы сохранение статус-кво и продолжение мирного сосуществования двух организаций под одной крышей именно в той форме, которая установилась на сегодняшний день. Еще остается надежда, что у обеих сторон хватит мудрости взвешенно подойти к решению этой проблемы. Или же можно было бы поставить вопрос о строительстве отдельного концертного зала, как это случилось при передаче помещения синагоги иудейской общине. Так или иначе, в Национальном доме органной и камерной музыки трудится огромное количество музыкантов. Ведь это, по сути, еще одно филармоническое заведение Украины, по-своему незаменимое и занимающее свою строго определенную нишу в концертной жизни страны. Инструменталисты и вокалисты, работающие в этой концертной организации, специализируются преимущественно на уникальном репертуаре. Они единственные в своем роде мастера старинной и барочной музыки. И именно такая музыка органичнее всего вписывается во внутреннее убранство костела. Что получит взамен публика, столь полюбившая концерты в помещении костела Святого Николая, которые проводятся там в течение четверти века? В его стенах исполняется много духовной музыки прошлых веков, которую вряд ли можно себе представить на другой сцене и в другом интерьере. Да и где, наконец, киевляне и гости столицы еще смогут послушать органную музыку? Еще не поздно здраво взглянуть на эту проблему и прийти к разумному компромиссу, который не предполагал бы деструктивных действий со стороны католической общины и не уничтожал бы столь нужный столице концертный зал.