Китаева Пустынь

Координаты GPS: Свято-Троицкий монастырь “Китаевская пустынь” — 50°22?0?N 30°32?32?E (wikimapia), пещеры Китаевской пустыни — 50°22?6?N 30°32?39?E (wikimapia)

 

Китаева Пустынь находится на южной окраине Киева, происхождении её названия до сих пор неясно. Из нескольких вариантов, распространённый: место получило название в честь Андрея Боголюбова Китая, который основал здесь свою резиденцию, названую позже в честь его имени. Но эта версия имеет несколько серьёзных недостатков: 1-й, Андрей ,сын Юрия Долгорукова основателя Москвы, боролся за усиления северных княжеств, а соответственно принижение роли Киева и несмотря на то что он захватил Киевский стол, сам здесь не правил. 2й, документ по которому Андрей даровал эти земли Киево-Печерской Лавре оказался подделкой XVI века, когда проходил активный делёж земли вокруг города. Второй вариант происхождения имени Китаево, от укрепленного городища времён Киевской Руси, которое могли называть “крепость”, а по-тюркски “китай”.

На территории Китаево сейчас существуют действующая пещерная церковь. Появление этой церкви связанно с именем монаха Досифея жившего в этих пещерах в XVIII веке. Известен этот монах прежде всего благословением Прохора Мошнина (будущего Серафима Саровского) на монашеский подвиг и тем что у него останавливалась императрица Елизавета Петровна во время паломничества. Монах завещал похоронить себя без омовения, а через несколько лет после смерти по его портрету семья Тяпкиных опознала в нём свою дочь Дарью. В детстве Дарья находилась на воспитании у бабушки в монастыре, когда девочка подросла и пришло время выходить замуж, она сбежала от семьи и под мужским именем стала жить при Троицо-Сергиевой Лавре. Спустя три года родные разыскивают её, и она снова пускается в бега. В Киево-Печерской Лавре ей отказывают в постриге, как белому крестьянину, она становится монахом отшельником в Китаевской Пустыне. Здесь она и остается до самой смерти.

   

  

После смерти Досифея, спустя некоторое время пещеры были засыпаны самими монахами. В ХХ веке выходит книга в которой были была размещена предполагаемая схема пещер, но как позже оказалась ошибочная. Не знавшие про эту ошибку монахи восстановили пещеру по “книжному” плану, поэтому сейчас пещеры несколько отличаются от тех которые были здесь во времена Досифея. Кроме самих пещер на холмах вокруг Пустыни находятся валы древнерусского города, предположительно того самого “китая” и курган могильник разрытый искателями древностей.

 

Зверинец и Красный Двор

Координаты GPS: 50°25?15?N 30°33?23?E (wikimapia)

Название местности, предположительно, происходит от зверинца, размещавшегося здесь в древнерусские времена в котором содержались охотничьи животные: соколы, ястребы, собаки, различные кошачьи и прочее. Зверинец был частью Красного Двора княжеского варианта охотничьего замка. Сегодня от двора со зверинцем не осталось практически ничего кроме названия.

Зверинецкие пещеры сохранились значительно лучше, долгое время вход в них был завален, когда их открыли в XIX веке, особое внимание привлекло большое количество костей. К сожалению, в описании не было указано как располагались кости: в естественном виде или нет. Позже это породило множество легенд, о людях укрывшихся в этих пещерах во время набегов и погибших, либо во время штурма, либо умерших после того как нападавшие завалили входы в них. Второй вариант происхождения большого количество костей: пещеры использовались для захоронений, погребение осуществлялось в несколько этапов: захороненное тело спустя несколько лет после смерти изымалось из могилы, кости очищались от плоти, и повторно отдельно захоранивались череп и кости; либо труп мумифицировался и сохранялся в таком виде далее. Во втором варианте кости нашли бы разложенными отдельно от черепов, что неестественно для человеческого скелета.

  

 

Множество легенд связанных с пещерами берут своё начало от Феодосии Васильевны Матвиенко, местной жительницы, открывшей пещеры в 1888 году. Вскоре после открытия пещеры были снова засыпаны по распоряжению Артиллерийского Ведомства, на территории которых они находились. После этого у Феодосии Васильевны начались ведения, по которым она детально описала план, внутренние убранство пещер и людей которые там покоятся. Когда пещеры повторно открыли для исследований в 1912 году их реальный план не совпал с описанным в видениях.

 

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Координаты GPS: 50°24?55?N 30°33?49?E (wikimapia)

Свято-Троицкий Ионинский монастырь построен 1871, и освящён в 1872 году. Долгое время понадобилось на получение разрешения о открытии монастыря несмотря на то, что земля уже была выделена и имелись средства на постройку. За требуемым разрешением императора Александра II в Санкт-Петербург отправилась княгиня Екатерина Васильчикова, жена генерал-губернатора Киева, пожертвовавшая деньги и земли на монастырь. Рассмотрение дела было отложено на неопределённый срок, но в тот же день террорист Карокозов совершил неудачное покушение на императора. Император решил, что божественное проведение спасло ему жизнь и Россию от очередного потрясения, сразу же подписал разрешение на открытие монастыря.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь
на ближайшем здании старейшие в Киеве часы, предположительно подарок Вольтера Выдубецкому монастырю

 

На первом построенном здании на территории монастыря установлены самые старые в Киеве часы. По одной из версий, это часы подарены Вольтером Выдубецкому монастырю, но их так и не смогли установить на колокольне, поэтому при основании нового монастыря отец Иона, ставший позже настоятелем. взял эти часы в новую обитель. В ХХ веке на территории монастыря начали возводить колокольню, сопоставимую по размерам с Родиной-Матерью, но некачественный кирпич и начавшаяся Первая Мировая прервали строительство.

 

Выдубецкий монастырь

Координаты GPS: 50°25?0?N 30°34?4?E (wikimapia)

В 1070-x Всеволод Ярославович, сын Ярослава Мудрого, построил Красный Двор и Выдубецкий монастырь возле переправы и пересечении торговых путей к югу от Киева. Название Выбубичи имеет две версии происхождения: 1я, здесь “выдубав” (выплывал) Перун скинутый Владимиром при крещении Киева, 2я здесь “выдубали”(делали) лодки для местной переправы. В любом случае появление монастыря связано с эти “выдубуванием”, что конкретно оно не значило. После сожжения Красного Двора, монастырь стал “вотчиной” потомков Всеволода Ярославовича. Здесь в 1116 году игумен Сильвестр редактировал “Повесть временных лет”, а монахи составлялась Киевская летопись.

Интересен способ строительства Михайловского собора самой старой постройки монастыря: инженерных расчётов и планов в те времена не было, и храм строили “итеративно”, построили купол — завалился, перестроили заново. Сам храм был достроен с 7й попытки. С этим связана и толщина стен, её старались делать “с запасом”. Но уже через 100 лет к 1199 году здание стало разваливаться, подмываемое Днепром. Работы по спасению были поручены придворному архитектору Петру Милонегу, который воздвиг “подпорную стену” для защиты монастыря. Сегодня не совсем понятно, что имели ввиду летописи под этой термином “подпорная стена”, поскольку следов такого сооружения не обнаружено.

  

На рубеже XVII-XVIII веков на территории монастыря возводятся новые здания. Среди них трапезная и Георгиевский собор построенный на деньги Михаила Миклашевского, чей герб находится над входом в трапезную, а рядом подпись “ММЕЦПВВЗПС”, или в расшифровке: “Михаил Миклашевский, его царского пресветлого величества войска Запорожского полковник стародубский”.

В XVIII веке Екатерина II лишает монастыри основного источника дохода: земель и крестьян. Российская империя опирается на дворянство, а на территории современной центральной Украины, сплошь всё монастырские земли, да села с крестьянами. Монастырь находит новый источник доходов, разрешая захоранивать на своей земле всех желающих за пожертвования.