НА ФАСАДЕ Киевского государственного академического театра кукол, перед зданием
и на фонтане нижней террасы — удивительные по красоте статуи из бронзы. Это персонажи сказки «Золотой ключик» — Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон и даже Папа Карло со своей шарманкой. Нет у дверей «волшебного дворца» только Карабаса Барабаса.
«Герои сказки Толстого мечтали о своем театре. Мы, вкупе с городскими властями (дело было еще при Омельченко, в 2005 году), их заповедную мечту осуществили, — рассказал «ВЕДОМОСТЯМ» руководитель литературно-драматургической части театра Илья ПОВОЛОЦКИЙ. — Карабас Барабас — такой эксплуататор, который хочет вложить в проект минимум денег и по-быстрому получить сверхприбыль. В нашей стране таких «Карабасов» — пруд пруди! Я имею в виду бизнесменов, которые хотят заработать на искусстве».
Киевский государственный театр кукол — самый старый в Украине. В прошлом году он отметил свое 80-летие. Основали его народный артист Украины Александр Иванович Соломарский и его коллега Ирина Савельевна Деева в далеком 1927 году при Киевском театре для детей имени Ивана Франко (ныне Театр юного зрителя на Липках). С тех пор труппа кочевала из одного помещения в другое. Из Дома актера (знаменитой Караимской кенасы архитектора Городецкого), где театр обретался в сталинскую эпоху, в 1953 году он переместился в здание синагоги на Шота Руставели. Наконец, в 2005 году коллектив обрел свое новое, удивительное по красоте пристанище в самом центре Киева. Осуществилась давняя мечта мастеров кукольного жанра. Архитектурное чудо, настоящий замок как бы парит над вершиной холма, что на Европейской площади. Ощущение скорой встречи с чудом не покидает будущего зрителя на пути к стеклянным дверям театра. Дети в восторге, взрослые тоже. Перед театром всегда много людей с фотоаппаратами. Запечатлеть свое чадо на фоне статуи Папы Карло — удовольствие мало с чем сравнимое.
Новое здание построили по проекту архитектора Виталия Юдина в рекордно короткий срок — всего за год. «Нас называют театром классической сказки, — продолжает г-н Поволоцкий. — Персонажи наших спектаклей чаще всего знакомы даже самым маленьким зрителям. Это герои известных сказок: Винни-Пух, Золушка, Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Буратино, Доктор Айболит, Кот в сапогах. Есть спектакли, где за основу берется классический сюжет, однако автор воплощает свой взгляд на его развитие и персонажей. Это называется современное прочтение пьесы. Представьте себе Колобка, который родился с талантом поэта. Он мечтает написать свою первую песню и потому отправляется в вояж в поисках героев для будущего шедевра. Есть у нас и «взрослые» спектакли, такие как «Декамерон» Боккаччо (детям до шестнадцати вход запрещен), и «Божественная комедия» Штока по мотивам Данте».
Еще в 1960-х по инициативе главного режиссера при театре открыли студию по подготовке актеров-кукольников, а при Киевском колледже эстрадно-циркового искусства – спецкурсы «Актер с куклой на сцене» и «Актер театра кукол». Ныне в Национальном университете имени Карпенко-Карого существует кафедра, которую возглавляет заслуженный артист Украины Леонид Попов. Здесь готовят актеров и режиссеров. В прошлом году состоялся первый выпуск.
«Театр — учреждение бюджетное. Нас, безусловно, дотирует Главное управление культуры, выделяются деньги под каждую отдельно взятую постановку, но зарплаты у работников театра более чем скромные, — отмечает Илья Поволоцкий.— На гастроли последние 15 лет практически не выезжаем, бываем только на некоторых фестивалях, к примеру, в России или Польше — под это деньги выделяются. А вот поехать в соседний с Киевом райцентр — проблема, средств не хватает и мест в общежитии нету. Как говорится, конфликт высокого искусства с печальной действительностью».
Зато с творческим процессом у столичных кукловодов все в порядке. «Наш язык общения с миром – это сказка, байка, иносказание, — продолжает Илья Яковлевич, — как говорил Вахтангов, «фантастический реализм». Возьмем тех же зверей. Драматурги и режиссеры не изучают животных, этим занимаются зоологи. Мы же, к примеру, в форме басни показываем человека под сатирическим или ироническим углом зрения. Есть спектакли, в которых на сцене — только куклы, есть такие, где зритель видит и актеров, и кукол, или актер, к примеру, общается с куклой, и наоборот — это два разных персонажа.
«Оживить» куклу — великое искусство. Некоторые считают театр кукол заведением несерьезным. Это глубокое заблуждение, порожденное невежеством или некомпетентностью. При театре еще со времени его основания существует мастерская по изготовлению кукол. «Делать кукол у нас в стране нигде специально не обучают, — рассказывает начальник художественно-производственного цеха Людмила Алексеевна Кукоба. — Для того чтобы стать хорошим мастером, необходимо иметь талант от Бога. Каждую куклу нужно прочувствовать, ведь она долж-на быть индивидуальностью, почти как человек. У нас
тут каждый волк или заяц — яркая индивидуальность, со своим характером. В свою мастерскую я сама набираю людей, сама их обучаю. Иметь дело с куклой никак не легче, чем с живым человеком. Они бывают капризными, бывают привязчивыми, как Лис из «Маленького принца» Экзюпери. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили, даже если это кукла».