Живший на Печерске граф Ильинский переименовал свое поместье Романово на Новый Рим и начал строить там костел, который по размерам и формам не уступал бы собору Святого Петра в Ватикане. А выдающийся хормейстер Агренев-Славянский в начале Крещатика (дом №1) приступил к постройке здания с концертным залом на 5,5 тысячи мест по типу миланской оперы Ла Скала. К сожалению, эти затеи не увенчались успехом, зато напротив того места, где предполагалось возвести «миланскую» гранд-оперу, в 1807 году построили первый киевский театр. Был он еще несовершенным, деревянным, но киевляне уже восхищались им. «На большой занавеси, — писал историк Закревский, — был изображен стоящий на классической колеснице какой-то греческий герой, сопровождаемый многочисленным воинством, а в воздухе представлен парящий крылатый амур со свитком в руке…» («Описание Киева»). На свернутом в трубку листе бумаги было написано по латыни древнее изречение «Смех очищает нравы». Это мажорное начало и послужило толчком к бурному развитию в Киеве театральной деятельности.


Когда в 1898 году на месте озера в бывшей усадьбе Меринга был сооружен городской драматический театр, то сразу же возник вопрос о его внутреннем и внешнем оформлении. На фронтоне здания установили скульптурную группу, изображающую крик лебедя. Но так как «лебединая песня» — символика более чем мрачная даже для театра драмы, то интерьеру зрительного зала решили придать радужное оптимистическое звучание. Первых посетителей сразу покорила сочная роспись потолка, плафонов и стен. Бог солнца и покровитель искусств Аполлон был изображен в окружении девяти муз. Рядом с Аполлоном гений торжественно венчал поэта лавровым венком. По периметру зала размещались вакхические сцены, в целом же интерьер здания располагал сочетанием дворцового великолепия и домашнего уюта. Театр еще долгие годы носил имя известного актера, режиссера и антрепренера Николая Соловцова. Сейчас в этом помещении Национальный академический театр им. И. Франко.

Следует сказать, что Соловцов начинал свою киевскую карьеру в театре Огюста Бергонье на Фундуклеевской (ныне ул. Б. Хмельницкого, 5). Состоятельный француз в 1874 году построил здесь деревянный цирк, а через год — каменное здание театра. Кстати, именно в нем впервые в Киеве с огромным успехом прошли первые киносеансы. Сейчас в перестроенном и реконструированном здании — Национальный академический театр им. Леси Украинки.

А вот построению в 1901 году киевской оперы (ул. Владимирская, 50) предшествовал Всемирный конкурс на лучший проект. Победил в нем петербургский профессор архитектуры Шретер. Словно семь нот музыкальной гаммы, расчленяют полуовальный фасад семь изящных арок, придающих сооружению дополнительную высоту. Между арками мы видим лепные изображения театральных масок, олицетворяющих деятельность двух муз — Мельпомены (трагедии) и Талии (комедии). Над центральным входом — барельеф и вензель, изображенный на картуше, который поддерживают две крылатые женщины. Специалисты отождествляют их с гениями, духами-покровителями, сопутствующими человеку в его благородных помыслах. Сегодня в помещении театра размещается Национальная опера Украины им. Т. Шевченко.

Говоря о неоспоримых достоинствах здания, мы не можем обойти и критические замечания, высказанные нашими предшественниками по поводу оформления «детища Шретера». 15 сентября 1901 года, в день торжественного открытия театра, газета «Киевлянин» писала: «Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха. Впечатление еще более портит неприглядная отделка здания… Декоративное украшение зрительного зала отличается простотой и бедностью…» Это мнение очень придирчивого критика — большинство киевлян были и остаются совершенно противоположной точки зрения.