Фото знаменитых и неизвестных фотографов, шедевры и любительские снимки сохранили для нас изображения целых исчезнувших миров, которые растаяли в тумане прошлого: «импрессионистский» Париж конца ХІХ в. на фото пионера фотографии Гюстава Ле Грея, таинственный экзотический Стамбул и Каир на сепиях Паскаля Себа, выдающиеся деятели французской культуры на портретах Нодара, безграничная Россия на цветных фотографиях С.Прокудина-Горского, уютный провинциальный Киев на фото Ф. де Мезера и Г.Чугуевича. А еще памятники архитектуры и обычные невзрачные дома, лица выдающихся людей и никому не известных обывателей, события глобальные, изменившие мир, и незаметные, будничные. Все это — уникальные документы, «сохраненное» прошлое. Фотография, как «черный ящик», дает возможность «расшифровать» прошлое хотя бы в общих чертах.


Выставка «Время в фотографиях. Киево-Печерская лавра кон. ХIX—нач. ХХ вв.» (открыта в Музее книги и книгопечатания Украины до 28 мая), представляет коллекцию фотографий Национального Киево-Печерского
историко-культурного заповедника и музея «Православная Украина» Киевской митрополии УПЦ. Она дает уникальную возможность воссоздать загадочный и трагичный мир монастыря в сложную эпоху на рубеже веков и после октябрьского переворота, когда на территории святыни усилиями известных украинских ученых Ф.Эрнста, Ф.Шмита, Д.Щербакивского и П.Куринного был создан «Всеукраинский музейный городок».


С древнейших времен Киево-Печерская лавра была не только духовным центром, но и средоточием высокой культуры. Здесь было основано летописание, были написаны древнейшие книги, зародилось киевское книгопечатание. Потому не удивительно, что фотомастерская монастыря продолжила летопись лаврской обители, фиксируя неповторимый архитектурный ансамбль, портреты лаврских обитателей и паломников.


Фотомастерская лавры начала работать в 1874 году, во время стремительного развития фотографического дела в Киеве. Друг за другом открываются фотоателье, знаменитые мастера Ф. де Мезер, Д.Биркин, И.Кордыш, Н.Пастернак, Б.Захаревич, Г.Чугуевич спешат увековечить киевские пейзажи, быстро меняющиеся под воздействием активного строительства в Киеве времен императора Николая II. Фотографические виды Киева, среди которых важное место занимают снимки Киево-Печерской лавры, становятся предметом оживленной торговли среди киевлян и гостей города. Мастера издают серии снимков, вклеенных в альбомы в кожаных и бархатных обложках с надписями наподобие SUVENIR OF KIEFF. Альбомы фотографий считаются престижным подарком, их дарят близким людям, заказывают к торжественным событиям. Так, к коронации Николая ІІ лаврская фотография выпустила два альбома видов Киево-Печерского монастыря.


Инициатором создания лаврской фотомастерской был монах Евстафий (светское имя Евфимий Гапченко). Потомок кубанских казаков, иконописец, он учился ремеслу у известного фотографа И.Кордыша и впоследствии был назначен фотографом монастыря. Купив в Петербурге фотографическое оборудование, Е.Гапченко создал серию из 12 видовых фото Киево-Печерской лавры, которые экспонировались на знаменитой Технической выставке в Москве в 1872 году.


В монастырских магазинчиках, кроме литературы духовного содержания и икон, паломники могли приобрести и снимки, сделанные в лаврской фотомастерской или заказанные у знаменитых киевских фотографов. На обороте паспарту многих фотографий, которые хранятся в коллекции заповедника, стоит штамп «Фотография Киево-Печерской лавры» и отмечена цена — 30 коп. Это были не только снимки лаврских пейзажей, но и портреты митрополитов, фотографии стенописи церквей, икон, реликвий монастыря. Так, в 1893 году было напечатано 500 экземпляров фотографии руки мощей Спиридона Печерского, позже — руки мощей Павла, митрополита Тобольского. Благодаря фотографии мы сейчас можем увидеть, какой была до перестройки барочная Трапезная церковь, какая стенопись украшала Успенский собор в ХVIII в., каким куполом была увенчана до 1891 года Аннозачатиевская церковь в Дальних пещерах, как выглядел лаврский гостиный двор до и во время строительства в нем новых гостиниц и больницы, как выглядела в начале века типография Киево-Печерской лавры. Кстати, фотомастерская выполняла значительную работу для типографии монастыря, изготовляя фотоиллюстрации, в частности, к изданию известной книги Ф.Титова «Типография Киево-Печерской лавры».


Особое место в экспозиции занимают салонные снимки, сделанные в фотомастерской монастыря в конце ХIХ — начале ХХ в., на которых видим священнослужителей, студентов семинарии с родителями и родственниками в крестьянской одежде, казаков и солдат с женами и детьми. Спокойные, немного грустные лица. Эти люди будто предчувствуют приход «нового мира», в котором не будет места Богу, зато на фасадах барочных сооружений Киево-Печерской лавры появятся транспаранты с надписями «Монахи — кровавые враги народа», «Попы, ксендзы, раввины — кровавые слуги царата».


На фотографиях 20—30 годов видим другую лавру, других ее обитателей. На территории древнейшего православного монастыря теперь Инвалидный городок, в котором советская власть планирует собрать всех инвалидов Первой мировой и гражданской войн, протезный завод и хлебозавод им. тов. Ланцуцкого, общежития завода «Арсенал». Лаврские сокровища, преумножавшиеся на протяжении веков, разворовываются или вывозятся большевистским правительством.
И только создание Государственного историко-культурного заповедника со странным названием «Всеукраинский музейный городок» прекратило варварское уничтожение монастырских сокровищ и архитектурных сооружений.


Фотографии этого периода отражают совершенно новый этап в истории монастыря — бесконечные группы рабочих и крестьян, студентов рабфака и солдат Красной армии, делегатов различных съездов и научных конференций. «Привет делегатам 1-го облсъезда советов Киевщины» — транспарант на фасаде Успенского собора или «Братьям по классу врагам капитала жертвам фашистского террора — пламенный пролетарский привет» — за спинами работников «Всеукраинского музейного городка», сфотографированных, очевидно, в день 7 ноября. В центре фото — археолог, директор ВМГ П.Куринной и известный коллекционер, основатель «Музея Украины» П.Потоцкий.


Коллекция старых фотографий, которая хранится в фондах Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, часто использовалась исследователями истории лавры, но никогда в таком объеме не экспонировалась на выставках, доступных широкой общественности.


Выставка «Время в фотографиях. Киево-Печерская лавра кон. ХIХ—нач. ХХ вв.» — общий проект Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, Музея книги и книгопечатания Украины, музея «Православная Украина» Киевской митрополии УПЦ, медиапартнера — газеты «Зеркало недели» и ГП «Коника Минолта Украина». Последнее — ведущий производитель многофункционального оборудования для офисов и полиграфических компаний, а до недавних пор крупнейший мировой производитель фотокамер и фотоматериалов. Возможно, ностальгия по прошлому повлияла на решение генерального директора компании В.Совенко стать партнером проекта. Как он отметил в предисловии к фотоальбому, напечатанному к открытию выставки, «фотографии — словно мгновение быстротечной жизни, застывшая память».


К сожалению, фотографическое наследие в Украине сохранилось не лучшим образом, а потому нуждается во внимательном исследовании, сохранении и популяризации. Постоянное экспонирование старых фотографий в музеях и галереях даст нам возможность хоть немного приблизиться к познанию нашего, не такого уж и далекого прошлого, связать «разорванное» время.