Старые фотографии, гравюры и картины, дамские платья, зонтики и шляпки, мужские смокинги, цилиндры и канотье, перчатки и сумочки, игральные карты, денежные банкноты, патефоны и швейные машинки, посуда и столовые приборы, абажуры и керосиновые лампы, американская печатная машинка, кассовый аппарат National – чего здесь только нет. Волшебный ларец, лавка древностей, вещественные доказательства навсегда ушедшей эпохи.


Этот необычный музей был основан молодежной формацией – литературно-поисковым объединением “Мастер”, образовавшимся в мае 1988 года. А начиналось всё с любви к Булгакову. Группа молодых людей различных профессий, объединенная идеей, которая тогда будоражила многие умы – основать музей в знаменитом доме № 13 на Андреевском спуске – на волне эйфории 80-х строила смелые планы.


– Мы распахнули двери булгаковского дома задолго до создания государственного музея, – говорит директор и основатель Музея одной улицы Дмитрий Шленский. – А в 90-м году решили вплотную заняться совершенно не изученной темой об Андреевском спуске, о том, как эта улица взрастила таких людей, как Булгаков. Оттолкнувшись от этой идеи, мы вышли на имена, которые были известны очень узкому кругу людей и практически ничего не значили для большинства.


Потом творческие пути группы разошлись. Часть людей осталась работать в Музее Булгакова, влившись в его коллектив, часть ушла в Музей одной улицы.


– Спуск тогда был другим – были живы очень многие люди, которые прожили всю свою жизнь в этих маленьких домишках, – рассказывает Дмитрий Шленский. – Мы решились на первую экспедицию – пройти по домам, поговорить с жильцами. И очень много первых экспонатов собрали у людей, которые нам поверили и отдали дорогие для себя вещи, которые в тогдашнем понимании не являлись музейными ценностями. Наш музей впервые ввел в научный обиход предметы, которые составляли городской быт. И получился у нас музей городского быта.


Параллельно сотрудники музея проводили изыскания в архивах, библиотеках, искали и находили новые, нестандартные решения. В 1991-м году музей открылся в доме 22-б. “Домик был очень старый, полный жильцов, музей ютился в небольшом полуподвальном помещении. Но он сразу же получил признание киевлян. В сложные 90-е годы благодаря молодости и энтузиазму наше объединение не распалось, хотя многие ушли – кто в бизнес, кто уехал за границу. Остался очень узкий круг”.


Интересно, что в разные годы музей, который так и остался не государственным, а общественным, пользовался поддержкой всех трех президентов Украины. В конце 90-х, когда дома на Андреевском спуске активно скупали коммерческие фирмы, для музея нашлось место в доме 2-б, где начиная с 20-х годов прошлого века располагалось очень известное профессионально-техническое училище швейников. После переезда денег на размещение экспозиции не было. Помогли спонсоры, друзья музея. Открылся один, а потом и второй зал.


Помимо предметов городского быта, в музее много редких автографов и книг. Например, оригинальные рукописи и фотографии Александра Вертинского; роман Булгакова “Дни Турбиных” 1927 года издания; “Терапевтический справочник” доктора М. Шнирера, принадлежавший Михаилу Булгакову, о чём свидетельствует оттиск его печати. Книга была приобретена Булгаковым в Киеве и последовала со своим владельцем в глухое село Никольское и в Вязьму. На ее страницах много пометок и записей, сделанных рукою Михаила Афанасьевича. Булгаковская тема по-прежнему близка создателям музея.


В музее, помимо основной экспозиции, проходят тематические выставки и реализуются интересные проекты. Например, выставки, посвященные знаменитым женщинам: Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, Клавдии Шульженко, Эвите Перон. Состоялись три выставки посмертных масок знаменитых людей – в музее собрана большая их коллекция. Интересной была экспозиция новогодних и рождественских подарков, открыток и елочных украшений. В прошлом году настоящий ажиотаж у публики вызвала выставка, посвященная публичным домам Андреевского спуска. Практически каждый месяц что-то меняется и в основной экспозиции.


– В отличие от других музеев, которые только сегодня нарабатывают связи с зарубежными коллегами, мы работаем и переписываемся с ними давно, – говорит Дмитрий Шленский. – Кроме того, у нас есть волонтеры, которые, бывая за границей, находят интересные экспонаты. Например, одежду, платья, женские аксессуары в прошлом веке привозили в Киев из Великобритании, Германии, Франции. Наша следующая выставка в сентябре будет посвящена моде – мужской и женской. С музеем тесно сотрудничает клуб коллекционеров, которые часть своих коллекций передают на хранение музею, зачастую оставляют насовсем. Иногда приходится слышать, что музей перегружен экспонатами. Но ведь мы показываем квартирный быт – а в квартирах, как правило, бардак и масса вещей, с которыми жаль расстаться, какие-то уникальные вещи попадаются, что-то интересное лежит на антресолях…


В 2002-м году музей стал номинантом престижного Европейского музейного форума, проходившего в Люксембурге. Для маленького негосударственного музея из страны, о которой практически ничего не было известно в Европе, это был прорыв. Приехавший в Киев глава форума Патрик Грин был поражен обилием интереснейших мест в Киеве, о которых за границей ничего не знали. Сегодня среди посетителей музея много приезжих, в том числе иностранных гостей. Конечно, во многом благодаря тому, что музей находится на “туристической тропе” – излюбленном маршруте отдыха киевлян и гостей столицы. И всё же не только поэтому – достаточно посмотреть книгу отзывов. В музее всегда много молодежи. Тексты к экспонатам адаптированы для любой аудитории: как для тех, кто практически ничего о них не знает, так и для тех, кто знает много. “В нашем музее каждый найдет что-то для себя: у одного какая-то вещь пробудит воспоминания детства, другой узнает что-то новое, – говорит Дмитрий Шленский. – Это позволяет затронуть струны неиспорченной детской души, которая в каждом из нас сохранилась”.


 


Фото: Андрей Тимофеев