Киев славится своими девушками, которые славятся своей любовью к различного рода каблукам, шпилькам, платформам, танкеткам… Они носят их с особой искусностью и страстью, летом и зимой, днем и ночью, на работе и после неё. Впереди весна – время прятать валенки и доставать туфли на каблучках. И я решила выяснить, насколько же сам Киев любит каблуки – насколько его тропы пригодны для изящных ножек на шпильках.

Безусловно, в сравнении с тем же Львовом, в Киеве не очень-то и много брусчатки – главного врага каблуков. Она, преимущественно, выпала на долю автомобилистов. Но даже тот мизер, который достался пешеходам, уложен настолько плохо, насколько это возможно.Андреевский спуск – средоточие самых неудобных каменюк города. Но если за сувенирами можно пойти и на плоском ходу, то в театры, которых там два, и рестораны-кафешки хочется одевать шпилечки. Потому от взаимодействия с брусчаткой не уйти. Впрочем, Андреевский обещают реконструировать к Евро 2012. Будем надеяться, строителям удастся усмирить вздымающуюся мостовую.

Совсем рядом расположилась улица Воздвиженская – огромная радость для киевлян и гостей столицы. Сюда партиями приезжают молодожены со свитой, и ради красивых фотографий девочкам приходится закрывать глаза на то, что они ходят по брусчатке в своей самой лучшей обуви.

Брусчатка на Владимирском спуске и Грушевского, Институтской и Городецкого, на Прорезной и Б. Хмельницкого, на Красноармейской и Владимирской и т.д. касается каблуков только в моменты перехода через дорогу. Интенсивное дорожное движение сводит к минимуму встречи шпилек и неровных камней, но это не всегда хорошо.

Перейти улицу Прорезную за 17 секунд, которые отводит светофор, можно легко. Перейти от бизнес-центра «Леонардо» к Оперному за то же время тоже можно. Только тогда речь не идёт ни о какой сохранности каблуков и ни о какой элегантности – весь эффект теряется! Перекресток Хмельницкого и Владимирской (все четыре перехода) получает самую низкую оценку с точки зрения дружелюбности к каблукам.

В этом случае удобней пользоваться «зебрами», на которых на тебя не давит обратный отсчет зеленых цифр. Собственно, такие имеются совсем недалеко от означенного перекрестка как на одной, так и на второй улице.

Есть ещё один выход из ситуации, и он уже имеет своё успешное воплощение на улице Красноармейской (Б. Васильковской). Там переходы были отделаны прекрасной качественно уложенной тротуарной плиткой, которая делает процесс пересечения этой улицы сплошным удовольствием. Есть подозрения, что вовсе не нужды киевских модниц повлекли такие изменения, и всё же, спасибо. Эти пешеходные переходы получают высший балл.

Плохо обращаются с каблуками вентиляционные решетки в подземных переходах станций метро и при выходе из них. Здесь первое место с конца занимает метро «Пл. Льва Толстого», где эти решетки ни обойдешь, ни перепрыгнешь. Высшую оценку получает прогрессивная станция «Республиканский стадион» (ныне известная как «Олимпийская»), где такие решетки были заменены чугунными пластинами с несколькими дырочками, которые вряд ли смогут отобрать набойку у каблука.

И наконец, тротуарная плитка, которая наряду с асфальтом покрывает улицы центра нашей столицы. Если вы считаете, что укладчик плитки и киевская красотка на шпильках никак не связаны между собой, вы глубоко заблуждаетесь. Плитка, между которой есть большие зазоры, — это самый главный метод уничтожения каблуков. Они царапаются, они застревают, они лишаются набоек, они стонут и плачут, когда видят плохо уложенную плитку. Парад отвратительно уложенной плитки возглавляют Софийская и Михайловская площади, а сейчас и улица Сагайдачного (там, к тому же, провалилась часть и без того неширокого тротуара). С ними соревнуется также парк Шевченко. Мариинский парк приятно удивляет в этом плане и заслуживает на высокую оценку. Хорошо сделали Львовскую площадь, постарались.

В целом, приличные рестораны, отели и фирмы стараются облагородить подход к их зданиям и великолепно отделывают его плиткой. После зимы не везде всё гладко (как, например, у Premier Palace), но будем надеяться, с приходом весны подлатают. Высший балл получает переулок Рыльский. Он очень небольшой, но плитка там самая лучшая.

Зима значительно подпортила наиболее дружелюбное к каблукам тротуарное покрытие – асфальт, которым покрыт весь остальной город. В центре особенно пострадала ул. Ярославов Вал и Льва Толстого возле метро. Надеюсь, к Евро подлечат.

Такая вот картина получается. Киев для каблуков — на четвёрочку.