Проекты

 

 

 

32-летний Бертолуччи (свою настоящую фамилию Женя не называет, считая свою деятельность полузаконной) живёт в однокомнатной квартире на Святошино. Кухонный стол заставлен цветными фигурками крабов, сотни таких же сложены в картонных коробках. На балконе сохнут бетонные петушиные головы, штук двести. Здесь же в силиконовых формах застывает новая партия птиц и крабов. Изготовлением фигур Бертолуччи занят с утра до вечера, за день отливает не меньше двух десятков. Всё ради искусства.

У Жени два высших образования: педагогическое и менеджмент. Стать художником он решил два года назад. Поначалу предлагал галереям свои натюрморты, но вскоре понял, что современному искусству нужны перформансы и инсталляции. Однажды, лёжа на кровати и размышляя, в каких цветах нарисовать картину «Освенцим», он заметил на полке пластиковую петушиную голову. И его озарило.

Своих первых «Петушков» Бертолуччи прикрепил к столбам напротив балкона. Проект получил название «Будильник». Затем последовали другие серии. Птичьи головы он делает из пластика, используя специальные растворы, либо из бетона.

Сейчас художник работает над проектом «Поиски ведутся», для которого нужна тысяча бетонных петушиных голов. Разместить их собирается в траве у вертолётной площадки возле Мариинского парка. Проект будет посвящён пропавшим детям.

На Богдана Хмельницкого петухи появились по другому поводу: привинченные к ливнестокам, они, по задумке автора, затрагивают проблему загрязнения окружающий среды. Чёрный петух, стоящий на кондиционере в окружении белых, обращает внимание на проблему расизма, а расплавленные птицы — на проблему глобального потепления.

 

Реакция

 

 

 

Женя творит по ночам — говорит, днём могут помешать охранники или милиция. Иногда монтаж «Петушков» проходит в несколько заходов: в одну ночь просверлить дыру в водосточной трубе, во вторую — прикрепить фигурку, в третью — покрасить её.

Установить одного из «Петушков» на арматуру недостроенного корпуса университета им. Карпенко-Карого художник решился днём. Чтобы закрепить пластикового петуха, нужно повозиться: смешать растворы, залить смесь в форму, надеть её на трубу и не отпускать, пока масса не затвердеет. Спустя 20 минут Женю заметил охранник. История закончилось написанием длинной объяснительной.

Некоторых петухов отвинчивают и забирают на память. Это подтолкнуло Бертолуччи к идее проекта «Внедрение»: он собирается расставить по городу бетонных петухов на подставках в форме оскаровских статуэток. По задумке, прохожие непременно их разберут — и петухи внедрятся в квартиры и жизнь горожан.

 

Галереи и перспективы

 

 

В будущем Бертолуччи планирует издать альбом со снимками «Петушков». Пока что его книжные полки заставлены альбомами с работами классиков живописи и дизайна.

Возможность заниматься искусством Жене обеспечивает сестра, которая выплачивает ему ежемесячное «жалование». Сам он пока готовится к продаже своих работ. Кроме петухов есть ещё серия стульев — от родильного кресла до кресла-качалки, символизирующих разные этапы жизни человека. Опытные художники посоветовали Бертолуччи оценивать их стоимость по формуле: сумма, затраченная на создание работ, умноженная на десять. Сам художник рассчитывает выручить за стулья $10 000, не меньше.

Серию «Жизнь на стуле» художник также планирует подать на конкурс PinchukArtCentre. Прежде он уже занимал призовое место в конкурсе молодых авторов «МУХі», который с 2009 года проводит галерея «Боттега». Автора отметили за работу, которую он сделал из порезанных на мелкие полоски купюр, найденных в мусорных баках возле Нацбанка.

Теперь, в свободное от производства петухов и крабов время, Бертолуччи создаёт мозаичный портрет своей девушки. Она любит море, поэтому вместо красок художник использует разноцветные фигурки крабов и подводных лодок. Жене уже посоветовали предложить портрет галереям, но он отказался — решил разместить работу на трансформаторной будке возле дома.