Место эксперимента – «мостик влюбленных» у входа в Мариинский парк. Нет, брать деньги за проход по нему, как Остап Бендер за вход в пятигорский Провал, наглости у меня не хватило. Сыграем на устоявшейся киевской традиции – цеплять навесные замки к перилам моста, чтобы скрепить свою верность или «закрепить» любовь.

Для этого у меня при себе несколько разноразмерных железных замочков, купленных на одном из хозяйственных рынков столицы. Большие по 20 грн, средние по 16 грн и самые маленькие – по 12 грн. Для разнообразия ассортимента я прикупил и разноцветные ленточки красного и синего цвета (для «девочек» и «мальчиков») – от 1,5 до 3,5 грн за метр. Буду всем этим добром торговать. Моя легенда – собираю средства на реконструкцию мостика.

Вечер пятницы. Идеальное время для торговли. Десятки людей ежеминутно проходят по мосту. Развешиваю замки на пальцы, ленточки – на руку, захожу на середину моста. К делу!

– Купите замок, пожертвуйте деньги на реконструкцию моста! – взываю к прохожим.

Первой моей жертвой оказалась влюбленная парочка уже за 30. Начинаю им «впаривать» свои железяки и толковать о благих намерениях затеи. Девушка брать замки категорически отказалась, но кошелек достала.

– Держите червонец, только я вас умоляю, не вешайте эти замки на перила. Патон не рассчитывал такие нагрузки на мост, – стала уговаривать меня. – Вон их сколько уже понацепливали! Завтра, глядишь, все полетит в тартарары.

– Молодые люди, пожертвуйте деньги на укрепление моста – купите замочек или ленточку, – пристаю к парню с девушкой, направляющимся в обнимку прогулочным шагом к мосту.

– На укрепление – это хорошо. Давно пора. Я слышал, он оседает, да? Сколько? – интересуется парень, не переставая обнимать свою даму. Услышав расценки, не торгуясь, берет самый дорогой: «Большой любви – большой замок», – резюмирует.

С несколькими следующими клиентами мне не фартит. То предложил «скрепить любовь» коллегам, которые просто вместе шли с работы, то на брата с сестрой попал…
Уже почти убежденный в том, что киевлян непросто развести, перекрываю дорогу двум подружкам.

– Нет, спасибо. Если бы мы были с парнями, тогда купили бы, а так – зачем оно нам? Хотя ленточку давайте, – вдруг соглашается одна из девушек. – Внесем и мы свой маленький вклад в реконструкцию моста.

Их выбор пал на широкую синюю ленту, которая, вообще-то, предназначалась для «мальчиков». Увидев, что они готовы купить ее, не торгуясь, загибаю спекулятивную цену, в два раза больше себестоимости – 7 грн/м. Протягивают деньги. Решаю наградить их за благородство порывов, разрезаю метровую ленточку пополам и отдаю даром, без всяких объяснений. Немного удивившись моей щедрости, они пишут на них свои желания и вяжут на перила.

Почин оказался удачным. Покупатель повалил, как на распродажу в элитном магазине. Может, вначале я просто недостаточно вошел в роль?

– Приобретайте замочки, граждане. 12-20 гривен! Детям и красноармейцам бесплатно! Студентам – скидки! Не членам профсоюза – тридцать гривен, – слегка перефразированные реплики Остапа уже сами собой сыпались из меня.

– Почем маленький замочек? – вначале как-то неуверенно произнес следующий встреченный мной молодой человек лет 17, гулявший с девушкой. Позже он представился: зовут Саша Синяков, со своей девушкой встречается уже два с половиной года. Может, замок действительно «замкнет» их любовь на всю жизнь? Проникнувшись, накручиваю цену всего на трояк:

– Всего 15 грн, – говорю, чувствуя, тем не менее, что продешевил: парень загорелся и купил бы уже замок и за двадцатку.

Влюбленная пара под 40 лет выглядела вполне респектабельно. Прежде чем «развести» их на деньги, решил рассказать о «замочной» традиции и о том, что некоторые влюбленные даже гравируют на замках свои имена.

– А сколько стоит такая услуга? – тут же спрашивает мужчина. Объясняю, что я не гравировщик, и тут же мне приходит на ум идея, что хорошо бы перед мостком продавать и корректор – белой краской удобно делать надписи на перилах. Да, махинатор все-таки где-то глубоко сидит во мне… Но и без гравировки мужчина, не раздумывая, отсчитывает запрошенные 25 грн за замок стоимостью 20 грн.



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Дальше дело идет как по маслу. Почти каждый второй из тех, к кому я подхожу, готов купить замок. Ну, в крайнем случае, ленточку. Хотя ленточки щедрым покупателям я потом уже просто дарил – как бонус к замку.

Остановилась у моих замков и пара молодоженов, явно за 40 каждому, из польского города Забже. Анна и Чеслав говорят, что поженились 15 июня. А свой медовый месяц решили провести в Киеве.

– Купите замочек, чтобы еще раз вернуться сюда, ну, скажем, на серебряную свадьбу. Деньги пойдут в фонд реконструкции моста – не знаю, на что давить: на романтику или гражданскую сознательность.

– Ага, я куплю замочек, а когда уйду, вы откроете его своим ключом и продадите по-новому – поляк тоже, видать, не промах!


Отдаю весь комплект ключей к замку – три штуки. Турист успокаивается и молча отдает запрошенную мной сумму – 20 грн – за средних размеров замочек. Он долго искал место, чтоб прицепить покупку к перилам – дужка замка не налезала на перила.

А идея его насчет того, чтоб отцеплять проданные замки и продавать их по-новой мне понравилась. Правда, я вовремя одернул себя: я же не Бендер все-таки, а журналист на задании. И дабы не впадать в соблазн, решил сворачивать свой эксперимент.

Подведем итоги. Киевляне и гости столицы – очень отзывчивые люди. Из 30 пар, которым я пытался продать свои замки, 13 согласились его купить. Если мне, человеку без предпринимательской жилки, удалось достичь таких высоких коммерческих результатов, то для профессионального торговца, при минимальной выдумке, популярные у киевлян и туристов места – настоящее золотое дно. Особенно если торговать не просто товаром, а чувствами, которые дороги покупателям.