Музеи – тоже как памятники. Например, раньше в Польше жили евреи. Много. Сейчас евреев там почти нет. А в Варшаве – великолепный Музей истории польского еврейства.

В музее истории киевской благотворительности, цены на вход – благотворительны более чем. 4 гривны заплатит взрослый любознательный киевлянин, за 2 гривны просветится школьник и студент. Цена организованной экскурсии благотворительна вызывающе – 15 гривен.

Это при том, что благотворительность – классическая филантропия, вызванная высоким иудео-христианским чувством любви к ближнему, штука нынче более редкая, чем птица, долетающая до середины Днепра. Она не умерла, но – отмененная большевиками в 1917-м как буржуазный анахронизм, возрождается с трудом. А история ее – богата, уникальна, уходит корнями в средневековье.

 

Идея и воплощение

 

Идея открыть музей истории киевской благотворительности в домике Петра 1 на Подоле (ул. Константиновская, 6/9) возникла несколько лет назад и принадлежит Оксане Фисун – историку, заведующей отделом размещения экспозиций Государственного историко-архитектурного заповедника «Древний Киев». Г-жа Фисун объясняет – лучше места для этого в Киеве нет.

— В этом здании весь досоветский период, — говорит Оксана Фисун, — размещались те или иные благотворительные заведения – больницы, детские приюты. А музей такой – нужен. Советская власть отменила благотворительность, как пережиток темного прошлого. При этом, уравняла всех в относительной бедности. Те, кто пришел ей на смену, путем сомнительных реформ возродили бедность абсолютную – нищету. И благотворительность вновь оказалась востребованной. Но, увы – традиция почти утеряна. Мы, сегодняшние, должны знать – не всегда в наших краях власть имущие и богатые жили только для себя. Иногда и делились.

Инициатива г-жи Фисун получила одобрение, и в начале июня 2007 года в Петровском домике открылся музей.

Открылся и существует исключительно на бюджетные средства – его финансирует Киевский научно-методический центр охраны памятников, который в свою очередь является структурой управления охраны памятников при КГГА. Как утверждает г-жа Фисун – никаких частных спонсоров и благотворителей. Депутаты Киеврады и прочие киевские олигархи сюда не заглядывают. А зря – узнали бы много полезного и поучительного.

 

Здание

 

Домик, о котором речь, был выстроен в 90-е годы ХVII века и принадлежал тогдашнему киевскому градоначальнику (войту) Яну Быковичу. Вот уже триста лет киевляне называют его домиком Петра 1 и свято верят в предание — именно здесь гостевал знаменитый император-плотник, до того как стал медным всадником. И хотя сей факт документально не подтвержден, оснований не верить преданию не много. Летом, в июле-августе 1706 году стремительный государь прожил в Киеве полтора месяца. Из них неделю – в Лавре, о чем сам написал в дневнике. А об остальном месяце умолчал. Однако, вопрошают историки: где ж ему жить было, царю-то, когда на весь честной Киев-град только 3 каменных здания было?. И одно из них принадлежало первому в городе лицу. Логично допустить, что царь у него гостил, от монахов съехавши.

Советский киевский народ в фольклорном суперхите про Подол так рассказывал эту историю:

 

Древнекиевский престол

Звал Петра к себе за стол

Но к боярам Пётр, таки, не пошел –

Поклонился он отцам,

Но хоромам и дворцам

Домик на Подоле предпочёл!

 

Советская власть фольклорную версию подтверждала официально — до конца 80-х годов на стене домика висела табличка «Здесь останавливался царь Петр в 1706 году». А в 1985-м здание почты напротив домика даже украсилось фреской художника Данилова с изображением царя Петра.

Как уже говорилось, история домика тесно переплетена с историей благотворительности в Киеве.

Сначала там располагался смирительный дом – богадельня, сочетающая современные дом престарелых, психлечебницу и вытрезвитель. Затем — приходская школа, а еще позже — детский Александровский приют.

 

Экспозиция

 

Музей, о котором говорится, — постоянная выставка. Ее название – «Домик Петра І в летописи киевской благотворительности». Она повествует о киевской городской жизни, о взаимоотношениях власти и народа, о быте былых времен. Перед посетителями проходит череда выдающихся киевлян, светских и церковных меценатов, которые творили добро – часто, действительно, не имиджу ради, а по душевному порыву и чувству любви к ближнему. Киев обязан им многими сооружениями – храмами, школами, больницами. Многие из них жертвовали свои капиталы городу и людям, повинуясь внутренней потребности – в этом можно убедится, бродя по музею.

Главным экспонатом музея является сам Домик Петра, который отреставрировали в 2007 году. Он, кстати, одно из немногих киевских зданий, благополучно переживших пожар 1811 года. Необычная архитектура дома привлекает внимание: декор фасадов близок к русской архитектурной школе, представители которой О. Д. Старцев и Д. В. Аксамитов работали в этот период в Киеве. Специалисты отмечают смешение архитектурных стилей — композиционная структура и элементы декора рубежа XVII— XVIII веков гармонично совмещается с барочными формами середины XVIII века, близкими творчеству. Ивана Григоровича-Барского, знаменитого автора фонтана «Самсон».

Памятник является древнейшим из сохранившихся каменных жилых домов Киева и уникальным образчиком гражданского зодчества конца XVII начала XVIII.

Музей занимает второй этаж и располагается в 4-х комнатах разного размера.

— Возобновить интерьер времени визита царя в настоящее время невозможно, — говорит Оксана Фисун, — архива, где это было бы описано, не сохранилось. Поэтому мы взяли типичные для той эпохи мебель, издания, фото с видами Киева. Предметы экспозиции — документы, мебель, книги, фотографии — собирали несколько лет. Часть раритетов покупали у коллекционеров, а кое-что взяли из фондов Государственного историко-археологического заповедника «Древний Киев»…

Большую часть экспозиции занимают фотографии, гравюры, документы, предметы быта XIX век. Они наглядно и увлекательно рассказывают о жизни и благотворительной деятельности киевлян того времени.

Среди самых интересных и ценных экспонатов — редкая барочная икона «Божия Матерь с младенцем» XVIII века и необычный портрет Льва Толстого. На иконе почти полностью сохранилась резьба и основные краски. По мнению специалистов по истории искусств, этот образ скорее всего являлся частью иконостаса некоей православной церкви. Любопытен портрет Льва Толстого.

 

В выходных данных портрета указано: «Граф Л.Н. Толстой. XIII глава «Крейцеровой сонаты». В левом нижнем углу – подпись: «Собственность издателя С.Б. Хазина». Справа, внизу портрета – подпись: «Дозволено цензурою. Одесса, 23 мая 1900 г. Фот. С.В. Кульженко. Киев ».

«Чистым» на портрете изображено только лицо Льва Николаевича. Всё остальное – волосы, пышная борода, усы, блуза – испещрено целой паутиной слов, отдельных фраз.

«Художник-оригинал вместил в бороде, усах и блузе Льва Толстого тринадцать глав его повести «Крейцерова соната». Более девяти тысяч слов – тридцать страниц убористого типографского текста. Поистине титаническая работа», – писал исследователь Борис Челышев в 1970-м году.

— Посетителей мало, — сетует Оксана Фисун, — за прошлый год в музее побывало около полутора тысяч человек. Это включает и индивидуальных посетителей и группы – школьников, студентов туристов. Хотелось, чтобы как можно больше людей узнали о нашей экспозиции – ведь она учит качествам, почти утерянным – добру, милосердию…