Исследователи считают, что на создание проекта нью-йоркского уникума особое влияние оказала архитектура Николаевского цепного моста, построенного в 1853 году на Днепре. Известно, что серебряная модель этого сооружения демонстрировалась в «Хрустальном дворце» архитектора Дж. Пекстона на Всемирной выставке в 1854 голу в Лондоне. Почему Маяковский не заметил киевской достопримечательности? Ответ прост: в 1924 году ее уже не существовало.

Владимирская горка получила свое наименование после 27 сентября 1853 года (раньше она называлась Михайловской). Именно в этот исторический день состоялось освящение памятника Крестителю Руси и торжественное открытие Николаевского Цепного моста. Вот только прекрасный монумент Владимиру «здравствует» поныне, а уникального инженерного сооружения уже давно нет.

Как же выглядел каменный гигант, соединивший воедино два днепровских берега? Николаевский мост был единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. 776 метров мостового полотна весили около 100 000 пудов, а одно звено цепи — 12 пудов, то есть 192 кг. Из кирпича на пяти быках, облицованных гранитом, возвышались пышные порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики.

Лучшего въезда в Киев нельзя было и придумать. Французы сравнивали его с Триумфальной аркой в Париже, а гордые венгры признавали его превосходство над великолепным Цепным мостом через Дунай в Будапеште. Чувствовали себя, как дома, и гости из Питера: в полночь средняя часть моста разводилась и сквозь нее, как на Неве, проходили многочисленные мачтовые суда.

Английский инженер Чарльз Виньоль… Его проект по строительству киевского моста еще в середине 40-х годов был внимательно изучен и скорректирован отечественными специалистами, а после утверждения плана сооружения императором Николаем 1 30 августа 1848 года состоялась закладка нового моста в районе впадения речки Черторой в русло Днепра, как раз напротив Аскольдовой могилы. Вскоре в Англии закончили изготовление металлических конструкций, которые были доставлены морем в Одессу на 16 кораблях. Чумаки погрузили их на подводы, запряженные волами, и доставили в Киев. Все эти перевозки, изготовление деталей, строительство моста и его оформление обошлось государству в 3,5 млн. рублей.

О том, как возводился Цепной мост, подробно рассказывает в повести «Запечатленный ангел» Николай Лесков. А вот о торжественном открытии сооружения и связанных с ним пышных торжествах можно прочитать в другом произведении — «Печерские антики». Лесков настолько увлекается помпезностью, что допускает существенные погрешности. Например, во время открытия Цепного моста ключевой фигурой в его произведении выступает сам император Николай 1. Документы же свидетельствуют, что царя в тот момент в Киеве не было. Писатель рассказывает о романтическом случае, когда один из рабочих перенес по только что натянутым на опоры цепям чудотворную икону на другой берег. Но все происходило по-другому, в чем сам автор признался через десять лет: «Такого происшествия в Киеве никогда не происходило, то есть никакой иконы старовер не крал и по цепям через Днепр не переносил. А было действительно только следующее: однажды, когда цепи были уже натянуты, один калужский каменщик, по уполномочию от товарищей, сходил во время пасхальной заутрени с киевского берега на черниговский по цепям, но не за иконою, а за водкою, которая на той стороне Днепра продавалась тогда много дешевле».

В 1920 году при отступлении из Киева мост взорвали белополяки. Через пять лет по проекту Е. Патона мостовой переход был восстановлен, но его архитектура навсегда лишилась величественных каменных арок с готическими башнями. Последнюю точку в истории инженерного чуда поставила вторая мировая война. 18 сентября 1941 года, когда части Красной армии покидали Киев, все мосты через Днепр были взорваны.

Если у вас возникнет желание ближе познакомиться с местом, где некогда находился прославленный архитектурный шедевр, придите на мост Метро, постойте у его перил и внимательно вглядитесь в воду. Вы обязательно увидите пять песчаных отмелей, на одной из которых хорошо сохранился фундамент каменного быка, украшавшего в прошлом величественное сооружение века. Рядом разбросаны массивные глыбы. Кстати, спрессованные ряды гранитных блоков, оставшихся после строительства Николаевского моста, вмонтированы в основание памятника Богдану Хмельницкому. Этих свидетелей истории можно даже потрогать руками.