Почти целый год Оперетта жила долгожданным «признанием» со стороны местных властей и даже была обнадежена, что деньги таки выделят для достойного проведения праздника, на который предполагалось пригласить многие театры со всего мира и устроить таким образом грандиозное представление… Но кризис перечеркнул все планы. Тем не менее администрация театра все же изыскала возможности хоть частично осуществить задуманное: 23 декабря 2008 года состоялся торжественный вечер в честь запоздалого юбилея. Представители власти и здесь остались верны себе — под тем или иным предлогом (кто на «Мисс мира» поспешил с дружеской поддержкой, кто предпочел в этот вечер «Мелодию двух сердец») мероприятие они проигнорировали.

История каждого театра начинается… нет, не с вешалки, а с первого камня, заложенного в фундамент будущего театрального здания.
История Троицкого народного дома, в котором сейчас размещается Театр оперетты (ул. Большая Васильковская, 53/3) начинает свой отсчет с 1902 года. Тогда на пересечении современных Большой Васильковской и Жилянской по инициативе киевской «Старой громады» было возведено здание Дома народного просвещения, впоследствии получившее название Троицкого. Построен он на средства меценатов, даже был издан каталог с указанием суммы и имени каждого дарителя.
Трудно представить, но в начале ХХ столетия Троицкая площадь, где и располагался Троицкий народный дом, была окраиной Киева. Но даже несмотря на это, киевский градоначальник Ипполит Дьяков долго не соглашался отдать помещение Троицкого театральной труппе Николая Садовского для выступлений. И тогда за развитие театральной культуры столицы взялась общественность Киева. Именно благодаря инициативе горожан театр Садовского получила здание в аренду на 5 лет.
Труппа Николая Садовского формировалась постепенно. В 1900 году Николай Садовский вместе с Марком Кропивницким и Панасом Саксаганским объединяют разрозненные театральные коллективы в «Малороссийскую труппу Марка Кропивницкого под руководством Панаса Саксаганского и Николая Садовского при участии Марии Заньковецкой». А в 1906 году Садовский и Заньковецкая организовали в Полтаве уже свой музыкально-драматический театр. Именно он и обосновался в здании Троицкого народного дома уже в 1907 году.
Вообще с Троицким народным домом связано много «презентаций»: тут впервые попробовал себя в качестве театрального рецензента Симон Петлюра, здесь дебютировал за дирижерским пультом Александр Кошиц, на этой сцене состоялись премьеры пьес Владимира Винниченко, первые свои шаги здесь сделал реформаторский театр Леся Курбаса. На то время это здание объединило интеллектуальную верхушку общества — Украинский интеллектуальный клуб.
Театральные сезоны Николай Садовский открывал 15 сентября пьесой «Наталка Полтавка» Котляревского. Садовский играл Петра, Мария Заньковецкая — Наталку. Высокой музыкальной культурой Театр обязан композитору Николаю Лысенко. Как и Садовский, он отдавал театру всего себя, и не только в части музыки. Лысенко много работал с актерами, переживал из-за каждой мелочи. Однажды, перепутав время репетиции, пришел на два часа раньше назначенного времени и с ужасом носился по театру, недоумевая, почему же до сих пор нет актеров. Именно этот превосходный композитор написал музыку ко всем постановкам по Гоголю, благодаря чему зритель увидел на сцене Троицкого дома почти все творческое наследие Николая Васильевича. Был у Лысенко и талант к преподаванию. Именно он воспитал многих учеников, которые так или иначе связали свою жизнь с театром. Кирилл Стеценко, например, сменил учителя на посту композитора труппы Садовского, некоторые составили основу труппы реформаторского театра Леся Курбаса.
Садовский, будучи сторонником музыкального направления театра, считал, что композитор просто обязан работать на украинского зрителя. Кроме того, он настаивал и на развитии собственно украинского театра, отдавая предпочтение постановкам или национальных произведений, или собственных переводов зарубежных классиков. Конечно же, идеологические основы и некая принципиальность театра приветствовались зрителями, театр успешно развивался, становился популярным.
Многим Садовский обязан и любимице публики — Марии Заньковецкой. Эта женщина очаровывала всех. Очень любил ее игру Максим Рыльский, ею восхищались Петр Чайковский, Антон Чехов, Лев Толстой, Константин Станиславский. Для нее воровали цветы в оранжереях студенты Остап Вишня с другом. Оба были большими поклонниками театра, но по поводу актерского состава устраивали шуточные разборки: будущему писателю-юмористу нравилась игра Садовского, а вот его друг восхищался Панасом Саксаганским. Причем превосходство своих любимцев они доказывали… при помощи кулаков. Но ссоры были не только среди поклонников. Актеры труппы часто спорили и с самим Садовским, а пресса называла его эксплуататором.
В 1912 году, то есть по истечении пятилетнего срока аренды Троицкого народного дома, труппе Садовского пришлось начать новый бой с властями. И опять общественность победила: начался новый этап для театра, и опять на 5 лет.
Николай Садовский начал реорганизацию помещения: было улучшено освещение, начала двигаться сцена, появился новый занавес, который расписал художник Иван Бурячок, конечно же, в украинском стиле. Пьесы театр ставил исключительно на украинском языке. А вот афиши в 1914 году из-за запрета печатать на украинском вышли с русским текстом.
Именно во время этой «пятилетки» в театре Садовского появляются еще две культовые личности. Это известный хоровой дирижер Александр Кошиц, проработавший за пультом в театре с 1912 по 1916 год, а также знаменитый реформатор Лесь Курбас, он пришел в труппу театра в 1916 году. Но не все было гладко. Нелегко пришлось театру Садовского, впрочем, как и всем действующим тогда театрам, во время Первой мировой войны. Мужчин-актеров забирали на фронт, и, чтобы избежать этого, они даже меняли фамилии. А все те, кому посчастливилось остаться в тылу, помогали собирать пожертвования для солдат, и самый большой вклад в это внесла труппа Николая Садовского.
Николай Садовский был одержим идеей создания народного и «дешевого» театра, который могли бы посещать простые люди. Поэтому ценовая политика была демократичной: в воскресенье билет в партер стоил 50 копеек, а на балкон — 5 копеек. Также в театре постоянно проходили этнографические вечера — театральные действия с веснянками, купальскими песнями, колядками. Восхищало зрителей и мастерство постановок в театре, и особенно спецэффекты. Однажды воспроизведенный на сцене пожар не на шутку испугал публику. А поначалу, например, зрители настолько сильно сопереживали героям пьес, что не могли во время представления удержаться от возгласов на манер «Бей его!». Тогда Садовский решил поставить «надзирателей» из состава актеров, которые успокаивали эмоциональную публику. Со временем зрители привыкли и «участия» в спектаклях не принимали.
В 1917 году в Троицком доме состоялось народное собрание деятелей украинского театра. Было решено созвать Всеукраинский съезд актеров и создать Украинское театральное общество. К сожалению, большинству планов не суждено было сбыться.
С 1918 года оплотом украинского театрального движения стал Панас Саксаганский. Именно в этот период он возглавляет уже Государственный украинский народный театр все в том же помещении Троицкого народного дома. В 1920 году распалась труппа Садовского. Последний сезон закрылся пьесой «Суета» Михаила Старицкого. Причиной тому послужили исторические события: в 1919 году, в период Украинской народной республики, театр переехал в Каменец-Подольский (тогда это была территория Польши). А год спустя Садовский переезжает в Прагу.
В 1922 году в Троицкий дом приходит со своей труппой Мария Заньковецкая, и с этого же года театр официально носит ее имя. Марии тогда исполнилось всего 44 года. В это время она получает звание народной артистки Украины и пожизненную пенсию.
По воспоминаниям Остапа Вишни, Саксаганский в 1926 году встречал на вокзале возвращавшегося в Украину Николая Садовского. Для него начался новый этап творческой жизни: он играет в труппе Саксаганского, снимается в киноленте Арнольда Кордюма «Ветер с порогов» («Последний лоцман», 1930). Особенно тяжело пережила «побег» Садовского 1920 года Мария Заньковецкая. Она так и не смогла ему простить этого и считала предателем, хотя пути супругов окончательно разошлись еще в 1909 году. Не смогла она простить бывшему мужу и большого количества измен, но любила его до последнего своего вздоха.
В 1933 году Николай Садовский ушел из жизни. Шествие траурной колонны проходило по нынешней Большой Васильковской, именно на этой улице в доме №121 тогда жила Мария Заньковецкая. Пожилая актриса не смогла выйти, но взглядом она простилась с дорогим ей человеком. В гроб она положила рушник, вышитый его матерью, который Заньковецкая все это время бережно хранила и не расставалась с ним даже в поездках. Через год, в 1934-м, ушла из жизни и Мария Заньковецкая. Похоронили ее рядом с Садовским, как она и просила.
В это время в Троицком народном доме располагаются разнообразные общества. Труппу же театра выселили за неуплату аренды. Поэтому в 1931 году коллектив переезжает в Запорожье, а с 1944 года работает во Львове.
С 1934 года в Троицком народном доме обосновался уже Киевский театр музыкальной комедии. В 1966 году его переименовали в Киевский государственный театр оперетты. Бывший Троицкий дом и до сегодняшнего дня продолжает оставаться оплотом музыкально-драматического искусства, хотя и за эту культурную нишу пришлось побороться. Театр много пережил. Видный Троицкий народный дом в центре Киева уже во времена независимой Украины стал лакомым кусочком земли. Но пока, к счастью, в нем царит труппа Театра оперетты.
Нынешний директор Оперетты Богдан Струтинский во многом повторил шаги некогда престижного украинского элитного клуба. Сейчас сформировалась серьезная труппа, кардинально изменился хор, поменялся менеджерский подход к работе. Театральные сезоны Оперетта открывает 15 сентября — точно так же, как и когда-то театр Николая Садовского. По словам Богдана Струтинского, это не простое стечение обстоятельств, это нечто большее. В Театре оперетты берегут и чтут память об отцах-основателях. По сей день здесь сохранились гримерки Заньковецкой, Садовского, Саксаганского, Козловского.
Если же говорить об идеологии Театра оперетты — это духовный и энергетический оберег. Театр призван дарить зрителю тепло, любовь, радость, быть неким антидепрессантом для современной подуставшей публики, измученной бытовыми проблемами. Даже если на сцене драматически сложный материал, по окончании зритель обязательно увидит свет в конце тоннеля, ему дарят надежду.
Изменился и профиль театра: теперь здесь нет строгого жанрового распределения, это и оперетта, и мюзикл, и опера. А в отношении репертуара в театре сделан акцент на образцы классического мирового искусства. Объясняется это тем, что, в отличие от большинства современных произведений, они богаты и формой, и содержанием.
Похоже, что бывший Троицкий народный дом все же нашел своих постоянных жителей.