Известно,что «заболел» самолето и вертолето строением Игорь Иванович в раннем детстве,прочитав роман Жюля Верна «Робур завоеватель».Там автор описывал некий фантастический летательный аппарат в форме корабля,у которого вместо парусов стоит множество вертикально расположенных пропеллеров.После ряда лет посвященных планеризму и не совсем удачным попыткам построить свой первый вертолет,Сикорский начинает конструировать и строить самолеты и в этом преуспевает.В течение 1910-1911 г.г.он создает модели самолетов С-1,С-2,С-3,С-5 и С-6.Уже в 1912 году,сам пилотируя свой С-6-А,он завоевывает первый приз на конкурсе военнного ведомства.А в конкурсе этом участвовали самолеты таких иностранных фирм,как Фоккер,Фарман,Ньюпор.Есть немало литературы,в которой описывается подробная биография Сикорского,указывются имена его сподвижников и помощников,анализируются условия работы над самолетами,приводятся технические данные двигателей и конструкций и пр.пр.Но я хочу обратить внимание киевлян на то,что все его первые самолеты от С-1 до С-6 были созданы в Киеве,в сарае на участке усадьбы его отца по ул.Ярославов Вал 15Б (тогда Большая Подвальная) и собирались в мастерской на Куреневском гражданском аэродроме  ,где и совершались первые полеты.Куреневский гражданский аэродром находился между Куреневкой и Оболонью.Как указывают некоторые источники (авторство не смог определить):

 

 

«Офіційне відкриття Куренівського аеродрому (хоч діяв він з 1910 р.) відбулося 18 вересня 1911 р. під час проведення Київського авіаційного тижня. На Куренівських луках, за 1,5—2 км від Кирилівської лікарні, на правому березі річки Почайни (між Куренівкою і сучасним масивом Оболонь), за кілька днів з’явився впорядкований аеродром з ангарами, трибунами для глядачів, буфетом, сигнальною щоглою з прапором Київського повітроплавного товариства, погребом для пального.»

Успехи молодого конструктора были замечены и его пригласили в Петербург,
на должность главного инженера военно-морской авиации  и конструктора воздухоплавательного отделения а/ о «Русско-Балтийский Вагонный Завод» .Сикорский переезжает из Киева в Питер,забрав с собой своих сотрудников.Здесь в Петербурге он приступает к строительству супергигантского самолета и заканчивает его к концу 1913 года.В средине 1914 года,он совершает на нем перелет по маршруту Петербург-Киев и обратно. В Киеве он приземлился на Куреневском аэродроме Киевского Общества Воздухоплавателей. Сикорского в Киеве встречают с невероятным энтузиазмом. Киевская Городская Дума избирает его почетным гражданином г. Kиева, а Киевский Политехнический Институт,за наглядные успехи,преподносит ему диплом на звание инженера honoris causa (почетный доктор). Модель самолета на котором Сикорский прилетел в Киев,он назвал «Илья Муромец».После завершения полета,этому экземпляру самолета было присвоенно персональное имя «Илья Муромец Киевский». Название самолета было выбрано Сикорским не случайно и связанно с киевской историей. Не уверен что все киевляне знают о том,что наверняка знакомое им с детства имя Илья Муромец как бы,выражаясь по современному,киевский бренд.Дело в том,что город Муром,в те легендарные времена,когда произошло чудо исцеления богатыря Ильюши,входил в состав Киевской Руси и находился на ее восточной границе.Былина о богатыре Илье Муромце тоже упоминает об этом.Вот так она начинается:

«В старину было в стародавнюю. Еще Володимер-князь да стол держал. В ту пору было во славном города во Муроме, в большом селе Карачарове, жил крестьянин Иван Тимофеевич. У того ли крестьянина изо всех детей  было детище любимое Илья Муромец, да сын Иванович. «

И богатырь этот былинный закончил свой жизненный путь в стольном граде Киеве,где принял монашество в Киево-Печерской Лавре и был причислен к лику святых под именем преподобного Илии Печерского.Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Назвав свое детище «Илья Муромец Киевский», И.Сикорский тем самым еще раз подчеркнул его происхождение.Самолет-гигант оправдал свое название.Он значительно превосходил по всем показателям другие модели самолетов того времени и не имел себе равных,не только как пассажирский самолет,но и как военный бомбардировщик и разведчик.

Желающих более подробно ознакомиться с боевыми подвигами «Ильи Муромца Киевского»  и его судьбой,а также историей всей «Эскадры Воздушных Кораблей»,состоявшей из самолетов этого типа,отсылаю к  книге Финне К.Н. «Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского» на сайте:http://militera.lib.ru/h/finne_kn2/index.html Книга издана в Белграде в 1930 году, и автору ее еще было неведомо будущее И.Сикорского,но с прошлым его он несомненно был ознакомлен не по данным Википедии.

Приведу лишь несколько выдержек из книги,позволяющим судить,насколько было эффективным использование Муромцев в военных действиях и лишь пожалеть о том,что выдающийся талант Сикорского полностью смог раскрыться далеко от его Родины.

«24 февраля 1915 года, воспользовавшись благоприятной погодой «Илья Муромец Киевский» совершил по заданию штаба 1-й армии (командующий генерал-от-кавалерии Литвинов) трех с половиною-часовой полет в Восточную Пруссии. Сделавши над городом Вилленбергом (одно из мест гибели Самсоновской армии) два круга, «Илья Муромец Киевский» сбросил 17 больших (по одному и по два пуда весом) бомб на станцию железной дороги, в ангары, обозы, произвел глубокую разведку, выеснившую передвижение германских войск в районе Млавы, сфотографировал неприятельские позиции и благополучно вернулся назад. На следующий день, 25 февраля полет повторился. Сброшено было в Вилленберге 45 бомб, из коих — 10 по пуду весом; разгромлена была железно-дорожная станция с находившимися там поездными составами. По полученным позднее штабом 1-ой армии сведениям, кроме разгрома станции, поездов и пакгаузов «Киевский» произвел разрушения в городе: убито было 2 офицера, 17 нижних чинов, ранен комендант станции. При появлении «Муромца» в Вилленберге возникла невероятная паника. В одной из полученных в Петрограде немецких газет сообщалось, что у русских появились необыкновенные аэропланы, производящие страшные разрушения и неуязвимые для артиллерии.»                                                                                                               

«Аппарат «Илья Муромец Киевский» выполнил шесть боевых полетов по заданию штаба, причем ему ставились задачи не только по разведке, но и по разрушению железно-дорожных станции. Разведка дала ценные результаты, благодаря удобству наблюдения и возможности фотографировать каждое наблюдение. По полученным агентурным сведениям, бросание бомб в железно-дорожные станции дало хорошие результаты. Опыт уже первых полетов показал, что от этого аппарата можно ожидать очень крупных результатов, как по разведке, так и по метанию бомб. Полеты производились на высота 3200 метров и продолжительность их до 4 1/2 часов. Полагаю, что этот тип аппаратов по своим боевым качествам заслуживает всяческого поощрения и будущая боевая работа их будет всецело зависеть от того,, насколько отряды будут обезпечены личным составом хороших лстчиков»…

«Из других полетов, этих «Муромцев» можно упомянуть о полете 6 апреля, когда «Илья Муромец Киевский» (ком. пор. Башко, пом. к-ра воен. летч., пор. М. В. Смирнов, артил. офиц. пор. Ю. Г. Боне) разгромил станцию Млаву, сбросивши туда 11 пудовых и 6 — двадцатифунтовых бомб.»

« Более серьезным по своим последствиям следует считать полет «Ильи Муромца Киевского» и «И. М. III», 11 апреля 1915 г. в Восточную Пруссию, где в г. Нейденбург, «И. М. Киевским» была сброшено 11 пудовых и одна пяти-пудовая бомба.»

«Весною 1915 года австро-германцы повели энергичное наступление на фронте нашей третьей Армии (К-ий генерал Леш). Прибывшие в Львов два воздушных корабля: «Илья Муромец Киевский» и «Илья Муромец III», очень помогли штабу этой Армии, производя разведки в глубоком тылу противника{29}, зорко следя за передвижениями и группировкой сил противника. Легкие аппараты того времени были не в силах проникать глубоко за линии фронта противника и только «Муромцы» могли, совершая продолжительные полеты в глубоком тылу у неприятеля, доставлять точные сведения о переправах через реку Сан, о количестве поездных составах и движении поездов на станциях железных дорог подходивших к нашей границе, о появлении новых аэродромов, скоплении обозов и т. д.

Благодаря этой разведке, штаб III-ей Армии имел ясную и подробную картину того, что происходило у врага не только на передовых позициях, но и в тылу. Кроме этой чрезвычайно важной и очень ценившейся штабом третьей армии разведки, «Муромцы» громили своими большими бомбами важные тыловые пункты противника, главним образом железно-дорожные станции с многочисленными поездными составами, склады, обозы и пр.»

«Во время одного из таких полетов 14 июня 1915 года, «Ильею Муромцем Киевским» был взорван на станции Пржеворск, к югу от Ярославова, неприятельский поезд со снарядами. Полет этот продолжался четыре часа. «И. М. Киевский» произвел разведку в районе реки Сана, сбросил три бомбы в окопы у Лежайска, а затем сделав четыре круга над станцией Пржеворск, сбросил семь бомб в большие поездные составы находившиеся на путях станции. В то время там находилось пять таких составов; вслед за взрывом одной из попавших в поезд бомб, с «Муромца» замечены были громадные языки пламени и.клубы дыма, окутавшие через несколько минут все месторасположение станции, а кроме того ясно видны были дымки от разлетавшихся во все стороны и рвавшихся в воздухе снарядов. Показанием пленных, а позднее из немецких газет было установлено, что этим взрывом было уничтожено по крайней мере 30000 снарядов.

Кроме значительных у неприятеля потерь в людях, «Муромцем» были произведены большие разрушения на станции и железнодорожных путях, вызвавшие перерыв сообщения в этом районе. Панику возникшую при налете «Муромца» не трудно себе представить»

«В то время, т. е. к началу 1917 года, наши армии уже имели в достаточном количестве артиллерию, снаряды и ждали весны, чтобы мощным ударом прорвать фронт противника.[122] В конечном успехе были уверены все. Говорят, что оркестр Гвардейского Экипажа разучивал уже марш специально написанный «на вступление в Константинополь». Известно было, что австрийцы ждут лишь нашего наступления, чтобы сдаться.

«Ильи Муромцы», выделившие боевой отряд на румынском фронт, в г. Болград, должны были таким образом явиться первыми вестниками освобождения занятых австро-германскими войсками Pyмынии, Сербии.

События в Петрограде в конце февраля и начале марта 1917 года, перевернули однако все. Вместо грома побед, нас ожидал неслыханный позор, а вместо желанного мира — самая отвратительная из войн — война гражданская. »