Еще двадцать лет назад в Украине работало четыре сотни «игрушечных» заводов. Киевский экспериментально-механический завод игрушки имени генерала Ватутина выделялся среди них своим затейливым названием, особой историей и продукцией, известной далеко за пределами бывшего Союза. Без преувеличения, наш город был тогда настоящей игрушечной столицей. И слова «киевская игрушка» некогда были популярной торговой маркой, не менее известной, чем пресловутая куриная котлета по-киевски или торт с фабрики имени Карла Маркса. Да и сегодня всякий коллекционер игрушек считает за честь иметь в своем собрании коллекцию «киевских» механических зайцев и заводных автомобилей.


Наш игрушечный завод рождался во время Великой Отечественной, а потому работники в шутку звали его «военным». В сорок четвертом году в Киев доставили трофейное оборудование германской фабрики, которое и послужило основой для создания «ватутинского» завода. Некоторые его станки уже тогда называли «музейными» – они были изготовлены немцами еще в конце XIX века. Однако старая техника работала очень надежно и прослужила заводу вплоть до восьмидесятых годов, отметив свой столетний юбилей. Производство игрушек налаживали на ходу – когда в Киеве еще не сняли затемнение противовоздушной обороны, а мир сотрясался от залпов битвы за Берлин. Дирекцию завода торопили – ведь дети войны игрались всамделишным, не игрушечным оружием, гильзами от снарядов и прочим гиблым железом, которым была начинена наша земля. Игрушек катастрофически не хватало – обычно родители сами мастерили их из каких-то тряпок и палок. Пленные немецкие солдаты, занятые на восстановлении Киева, продавали по три рубля вырезанные из дерева «юнкерсы», еще недавно бомбившие этот город, – об этом рассказывается в воспоминаниях старого киевлянина Николая Черныша. Интересно, что с войной также связана история киевской игрушечной фабрики «Победа», штат которой составили бывшие военнослужащие-инвалиды.


Вплоть до 1952 года киевский завод имени Ватутина, прописавшийся на улице Боженко, выпускал простые жестяные игрушки и трехколесные детские велосипеды. А с начала пятидесятых он стал всесоюзным центром производства механических игрушек с часовым механизмом. Среди них попадались настоящие шедевры, которые способны поразить воображение взрослых и детей даже сегодня, полвека спустя. Чего стоила, например, заводная модель элеватора – целый маленький завод с миниатюрным четырехцилиндровым двигателем, который позволял перемещать по крохотному конвейеру «сыпучие материалы» из дворовых песочниц. Или уменьшенная копия речного парома, курсирующего между двумя пластмассовыми берегами под присмотром маленького маяка.


Старые киевские игрушки подчас вызывают желание снова превратиться в ребенка. Завод имени Ватутина выпускал «шагающего» зайца-барабанщика, заводную бабочку и мишку-велосипедиста, электрифицированный глиссер, умеющий плавать по воде, и яркую механическую карусель, уменьшенные модели железнодорожной станции и шоссейной автострады. А еще – заводные бульдозеры и космические ракеты, пароходы и самолеты, автофургоны и броневики, механических цирковых слонов и здоровенный пулемет системы «Максим», которым некогда приходилось играться автору. И даже роскошный розовый «Кадиллак», выполненный в совершенно рок-н-ролльном духе – его производили в Киеве в далеком 1965 году.


А к 1987 году – в момент своего расцвета – Киевский завод игрушек выпускал полсотни наименований продукции для детей. В то время его заводные шедевры экспортировались во Францию, Финляндию, Швецию, Норвегию, Италию, ГДР, Польшу, Чехословакию, Болгарию и на Кипр, а уж советские родители не стеснялись дежурить у магазинов в ожидании этого дефицита. Наши игрушки подразделялись тогда на механические, электрифицированные и «развивающие» – последний тип объединял в себя конструкторы и логические игры. Продукция улучшенного качества выпускалась под литерой «Н» – что означало «новинка», а также с общеизвестным «знаком качества». Завод имени Ватутина отличал высокий контроль за качеством – перед тем, как попасть на прилавок, игрушка должна была пройти через четыре десятка инстанций. Причем самое главное тестирование проходило в детских садах Киева, куда приносили «на пробу» новенькие игрушки. Имена их создателей, киевских инженеров-конструкторов И. Малкимана, А. Ланцберга, П. Файбышенко, А. Петренко и теперь пользуются заслуженной известностью среди коллекционеров и знатоков.


В это же время при заводе был создан Музей игрушки, с эпической экспозицией общей площадью шестьдесят квадратных метров. Сотрудники завода проводили здесь бесплатные экскурсии для киевских детей, а школьники-старшеклассники из дворцов пионеров участвовали в разработке новых заводных моделей. Киевские игрушки становились все более новаторскими и оригинальными, однако с началом девяностых у них уже не было будущего. Ведь старый «военный» завод имени Ватутина был вынужден выживать в жесткой конкуренции с игрушечным импортом – подчас дешевым, некачественным и даже опасным для здоровья наших детей.


Как не хватает сегодня нам этой старой киевской игрушки. Одна моя знакомая до сих пор разыскивает эти раритеты на блошиных развалах, в подарок своим внукам. А мы идем в магазин, за китайскими роботами, с их ядовито химическим запахом краски, которой впору травить кухонных тараканов. Наступит ли день, когда киевлянам снова напомнят о богатых «игрушечных» традициях нашего города?