ПЛОЩАДЬ. Перед «Мыстецьким арсеналом» появится самая большая площадь в стране с двухуровневым подземным паркингом. «Там можно будет проводить большие мероприятия, новогодние елки. Лавру и Арсенал соединит большая пешеходная зона. Что касается паркинга, он просто необходим Лавре, где сейчас нет парковки, и самому музейному комплексу. Там будет 5 заездов в разных местах, — говорит автор проекта, архитектор Андрей Миргородский. — Исторические валы хотим подсыпать, придать им форму, которая была первоначально. Это самое крупное земляное оборонное сооружение в Европе. Но их нужно формировать, поскольку они все разрушены». Валы, говорит архитектор, соединят пешеходным мостиком.

 «Мы хотим на них сделать панорамный, туристический пешеходный маршрут. Под мостиком будет дорога к Лаврскому переулку, чтобы в Лавру мог заехать спецтранспорт — пожарные, скорые. Мощение дорожек на валах будет выполнено под старину, поскольку это историческое место, хотя оно, в конечном итоге, будет иметь современный облик. Реанимируем редуты, где раньше стояли пушки. Сверху валы засеют газоном», — рассказал Миргородский.

С исторической насыпи будет несколько спусков, а под ними сделают пешеходные проходы. За валами возведут несколько зданий: разноцветная стекляшка (на фото) — это Шевченковский дом, для строительства которого ищут место много лет. В этом здании будут располагаться архивы, образовательные и культурные учреждения. В зеленом стеклянном здании (на первом плане проекта) будет туристический комплекс, включающий в себя отель. За ним под купольной крышей хотят возвести многофункциональный зал, где будут проводиться концерты и собрания. В синем стеклянном здании, напоминающем букву «л», также будет отель.

АРСЕНАЛ. В самом музейном комплексе, где за прошлые годы выполнена лишь часть запланированного, также появится много новшеств. «Там будет двухуровневый подземный двор с техпомещениями, туалетами, раздевалками, а по краям его появятся стеклянные пристройки, в которых будут эскалаторы, лифты, лестницы. Это сделано, чтобы не рубить старинные своды здания комплекса. То есть, заходя в эти пристройки, можно будет попасть из подвала на верхний этаж. Они будут максимально прозрачны, чтобы не закрывать фасад», — говорит архитектор.

ТРАНСПОРТ. На Лаврской — между «Мыстецьким арсеналом» и Лаврой — будет пешеходная зона, а автодорогу уберут. Но попасть от пл. Славы, например, к бул. Дружбы Народов будет несложно. «Если двигаться от пл. Славы, напротив памятника Голодомора направо будет уходить новая улица. Она будет идти за валами и арсеналом и выходить на ул. Цитадельную. Там есть коридор, где можно провести улицу», — рассказывает архитектор. Но все заезды в Лавру сохраняются. «Можно будет заехать из Лаврского переулка или где въезды в пещеры. Кроме этого, мы расширяем на две полосы Днепровский спуск, на одну полосу Парковую аллею и сделаем две развязки. Первая на пересечении с Набережным шоссе уже строится, а вторая будет на перекрестке, где машины с Днепровского спуска сворачивают к мосту Метро. Оттуда уберут светофор. А с другой стороны, возможно, соединим ул. Лейпцигскую со Старонаводницкой. Этим снимается нагрузка с Печерска, и машины будут легко попадать на Левый берег», — рассказывает архитектор.

ДЕНЬГИ. По его словам, весь проект оценивается в 1,5 млрд грн. Заказчиком выступил Госуправделами при Администрации Президента (в народе ДУСя). «Планируется, что деньги выделит государство, и уже в этом году начнется строительство. Возможно, к части проекта привлекут инвесторов, но в этом я не уверен», — говорит Миргородский. Полностью комплекс хотят сдать в 2015 году.

В мэрии говорят, что проект очень интересный. «Это будет одно из лучших мест в Киеве. По этому поводу есть поручение президента страны», — рассказал нам замглавы КГГА по архитектуре и земле Михаил Кучук.