Под крышей фешенебельного дома Гинзбурга по ул. Городецкого, 9, разместился олимпийский алтарь. На капителях коринфских колонн застыли богиня плодородия Деметра со снопом пшеницы, бог кузнечного дела и огня Гефест с молотом, богиня мудрости Афина с копьем и щитом да быстроногий посол богов Гермес (он же Меркурий) с жезлом, мешком с товарами и петухом.

Как известно, Гермес считается покровителем воров, путешественников, дипломатов, адвокатов, спортсменов, учителей и музыкантов. Согласно легендам, он изобрел лютню и пастуший рожок, азбуку и цифры, меры весов и письмо. Что касается изваяния петуха, установленного на фасаде, то здесь история такова. Гермес — основатель гимнасий (спортивных школ борцов и гимнастов), а петух испокон веков считался у греков символом соревнований.

На «киевском Олимпе» фигуры богов были исполнены согласно канонам античного искусства. Эффектно смотрится скульптурное изображение головы Афины Паллады в тимпане треугольного фронтона здания бывших Высших женских курсов (архитектор Кобелев, 1913). Лавровые венки, пылающие факелы и ангелы с трубами создают атмосферу радости и торжественности (ул. Гончара, 55).

Не менее интересна галерея мифологических образов в городском пассаже на Крещатике, 15. На одном из барельефов изображена обнаженная женщина в венке. Левой рукой она прижимает к телу ребенка, а правой обнимает юношу-рабочего. На втором барельефе поэт, вдохновляемый музой Эрато в виде обнаженной женщины с крыльями, пытается прикоснуться к ней, чтобы достичь совершенства.

Третий барельеф — лаконичен: на коне мчится всадник, в правой руке сжимая пылающий факел, а левой раздирая завесу тьмы. Возможно, таким образом титан Прометей доставил огонь людям. Сюжет N4 разгадать несложно — повелитель морей Посейдон (Нептун) зорко обозревает свои владения, держа наготове скипетр-тризуб. Рядом, прильнув к широкой груди мужа, застыла обаятельная Амфитрида.

Иначе сложилась судьба у титана Атланта, брата Прометея. При жизни боги наказали его за непослушание — он вынужден был вечно поддерживать небесный свод. Но когда во время ссоры Персей показал ему отрубленную голову Медузы Горгоны, тело Атланта окаменело, превратившись в большую гору. Впрочем, титану суждено было прожить вторую жизнь — в архитектуре. Множество Атлантов «прописались» на постоянное место жительства в порталах респектабельных зданий. А чтобы мужчинам не было скучно, им «сосватали» представительниц прекрасного пола, которых слабыми отнюдь не назовешь. Женские фигуры, поддерживающие выступы строений, называют кариатидами.

«Кусочком Греции» запросто можно назвать здание Национального художественного музея на ул. Грушевского, 6. Широкие лестницы, дорические колонны, каменные львы… Главный портал украшает сцена мира, в центре которой восседает богиня плодородия и мирной жизни Деметра. На вершине фронтона — еще одна группа во главе с Аполлоном, окруженным музами Парнаса. А на портике сооружения имеются 14 изображений, посвященных битве с кентаврами (полулюди-полукони). Смысл изваяний на фасаде — торжество искусства. Цивилизация побеждает варваров. И чтобы сохранить завоеванные позиции, нужно быть бдительными. Видимо, поэтому по углам музея установлены грозные грифоны — постоянные спутники Аполлона