Авторы — доктор архитектуры Иван Родичкин (ныне, увы, уже покойный) и Ольга Родичкина — работали над книгой почти 20 лет. Зато и плод созрел внушительный — весом свыше трех килограммов.

Издание действительно «томов премногих тяжелей» еще и потому, что под его суперобложкой прячутся тайны девяти веков, инкрустированные «застывшей музыкой», как называют архитектуру, и переплетами судеб обитателей усадеб, многие из которых составляли цвет культуры своего времени.

В издании представлено почти 500 иллюстраций, большая часть которых цветные, а полсотни из них вообще публикуются впервые.

Во многом показательна история усадьбы семьи фон Мекк в Копылове, соединяющей три славных рода русской интеллигенции, очень тесно связанной с Украиной, — друга и почитательницы Петра Ильича Чайковского Надежды Филаретовны фон Мекк, семью самого композитора, а также потомков декабристов Давыдовых, которые жили в Каменке. Примечательно, что сын Надежды Филаретовны и Карла Федоровича фон Мекк Николай Карлович вскоре после женитьбы в 1884 году на родной племяннице Чайковского, внучке декабриста Василия Давыдова, стал хозяином этой усадьбы и оказался довольно незаурядным человеком. Оставив училище правоведения, он в двадцатилетнем возрасте решил учиться управлять отцовским железнодорожным концерном, но начал с должности… кочегара, затем машиниста и уж потом — начальника станции. В 25 лет его избрали директором, а вскоре и главой правления Московско-Казанской железной дороги, самой крупной приватной дороги в Российской Империи. При нем и концерн процветал, и рабочие жили как у Бога за пазухой.

О необычайной жизни и трагической судьбе Николая Карловича сохранились воспоминания его дочери Галины Николаевны, которая умерла в Англии 20 лет назад. Для капиталиста новой формации была привычной забота о своих рабочих, как о родственниках. Каждое лето в имении гостили пианисты, скрипачи, которые таким образом могли здесь и хорошо отдохнуть, и заработать денег, радуя хозяев. А еще Николай Карлович покупал картины Врубеля, прозябавшего в нищете, и в тяжелые годы болезни художника оплачивал его счета за лечение. Украшением усадьбы фон Мекков являлся двухэтажный дом с башнями, построенный в стиле дачного модерна. Возле него были дивной красоты липовая и елочная аллеи, а на лужайке под кронами роскошных деревьев семья и гости собирались на чаепитие. В конце века дом сгорел и снова был отстроен. Затем пришли большевики, которые не оценили благотворительность Николая Карловича и принесенную его трудом пользу новой власти: после многочисленных обысков, арестов и конфискаций имущества его расстреляли в 1929-м, а других членов семьи перемололи жернова репрессий. Но усадьба все-таки выстояла. Другое дело, что нынешнее состояние ее самой и парка свидетельствует о бездушном отношении государства к своему, так сказать, национальному достоянию. Правда, благодаря частной инициативе разработан проект ее восстановления, и есть надежда, что вскоре так оно и будет. Тем более что серьезную помощь приступившим к делу реставраторам оказывает внучка Николая Карловича, Татьяна фон Мекк-Себенцова — верная хранительница традиций семейств Давыдовых, Чайковского и фон Мекков.

Вообще же, бесконечные войны да еще революция, изменившая общественный строй, понятно, не способствовали жизни дворянских усадеб, и потерь тут просто море. А ведь с каким вкусом строили раньше, приглашая зачастую из дальних стран не только архитекторов, но и садовников. Ведь сейчас нам, суетным, даже трудно представить, сколь большую роль в жизни дворянских семей играли сады-парки, сколько времени там проводили! А кто скажет, сколько мыслей, рифм, нот, сюжетов картин пришло Тарасу Шевченко, Михаилу Глинке, Семену Гулаку-Артемовскому и многим другим в одной только знаменитой Качановке?! Или в славном Батурине, или в Олешском замке, или в знаменитых крымских дворцах, представленных в книге в отдельном разделе? Удивительно, что строили не просто на совесть, но и на радость, стараясь в поиске гармонии вписывать в ансамбль ландшафт, архитектуру и даже сам воздух.

В семи километрах от гоголевских Сорочинцев есть село Хомутец. Более двухсот лет назад там появилась родовая усадьба гетмана Украины Данила Апостола и его замечательных отпрысков, знаменитых декабристов Муравьевых-Апостолов. Пару лет назад я бродил по вековому парку и осматривал останки классической красоты двухэтажной усадьбы, помнившей собрания Южного общества декабристов. Но — дом без окон, без дверей, кое-где и без крыши. Сердце кровью обливается — а ведь это великая история! Боюсь, что ныне его уже и снесли (хотя в одной из комнаток был музей).

Выступая на презентации книги «Старовинні маєтки України», посол Германии господин Штюдеман признался, что, мол, и в Германии много дворянских усадеб разрушено и что реставрировать-беречь начали там сравнительно недавно. В то же время удивил академик Жулинский, заметивший, что не только в Прибалтике, но и в соседней Белоруссии почти все дворцы-усадьбы не только восстановлены, но и приносят прибыль. Словом, нам есть у кого и чему учиться. А посему хочется надеяться, что эта книга-альбом станет просветителем, фиксатором прошлого и подсказчиком на будущее.


Заказать в Магазинчике