Мельницу, о которой идет речь, еще в 1857 году основал на углу Набережно-Крещатикской улицы и Игоревского переулка немецкий купец Андрей Глезер. Это было первое в Киеве паровое предприятие такого рода. В 1870-м оно перешло в руки Израиля Бродского – родоначальника главной киевской ветви знаменитой династии сахарозаводчиков и благотворителей. Следующим владельцем был его сын Лазарь. Он значительно расширил отцовскую мельницу, прикупив участки земли вплоть до Боричева спуска. В 1888 году на Набережно-Крещатикской уже стоял вновь построенный обширный корпус. Однако всего лишь через три года искра, проскочившая в подшипнике, привела к пожару, и здание обратилось в пепел.


Тогда Лазарь Израилевич основал акционерное общество паровой мельницы (которому после смерти основателя было присвоено наименование «Лазарь Бродский»). На средства акционеров мельница в 1890-х годах стремительно возродилась. Новый огромный промышленный корпус занимал угол набережной и Боричева спуска. А рядом, на Боричевом, выросло механизированное зернохранилище – элеватор. Тот самый, который сгорел девяносто лет назад.


Но и после второго пожара мельница устояла. Уже через год инженер Ч. Волкенштейн составил проект полностью каменного элеватора на миллион пудов зерна; в строительстве принимал участие губернский инженер В. Бессмертный. Здесь были приняты всевозможные противопожарные меры. И они себя оправдали. Даже тогда, когда мельницу постиг третий и последний пожар.


Было это, по свидетельству старожилов, осенью 1920 года. Гражданская война разрушила систему пожарную охраны Киева, и с началом отопительного сезона в городе случилось множество пожаров. Один из них испепелил производственное здание бывшей мельницы Бродского. Однако элеватор уцелел. Сохранился и еще один корпус мельницы – прежнее помещение дизель-моторной станции, выстроенное в 1912-м по проекту известного зодчего Александра Вербицкого.


После третьего пожара мельницу уже не восстановили. Руины разобрали. Дизель-моторный корпус был приспособлен под общежитие «Электроприбора». Любопытно, что его фасад, обращенный к набережной, выполнен заново: ведь раньше эта стена примыкала к тылу главного корпуса. А настоящий старый, довольно красивый фасад у здания общежития – сзади. Громадное же кирпичное строение с башней, возвышающееся над Почтовой площадью, – бывший элеватор – в последние годы используют как книгохранилище парламентской библиотеки (прежней «капээсэски»).


 


(Упомянутый здесь дизель-моторный корпус, считавшийся памятником архитектуры, снесен в 2005 году).