Чай подавали в парке при даче митрополита на Шулявке, в садоводствах Кристера и Карла Христиани, в усадьбе Дикого на Глубочице. В Царском саду чайный домик был на главной аллее. Здесь не только пили чай, но и выступали фокусники, музыканты, певцы.
А что говорить о лучшем частном парке Киева Кинь-грусть! Парк находился в районе нынешней площади Т. Шевченко. Один из владельцев сада – переяславский помещик Платон Яковлевич Лукашевич своим гостеприимством привлекал на дачу многих посетителей. К чаю в доме Лукашевича подавали шоколад, фрукты, мороженое, сухие конфеты (вероятно, киевское варенье) и даже кислое молоко. Кинь-грусть был открытым парком. Но с появлением его нового хозяина – племянника Платона Яковлевича – Платона Акимовича Лукашевича вход в сад стал платным. Парк начал приносить некоторый доход. И при новом владельце в беседке подавали чай, вино и фрукты.
В этом же саду, как утверждает исследовательница Л. Ярцова, пила чай сама Великая Екатерина во время праздника, организованного князем Потемкиным Таврическим в честь государыни «на этой прелестной даче». Киев очень не нравился императрице. Но сам парк, вероятно, мог гордиться такими воспоминаниями… Дубы, которые росли в Кинь-грусти, видели не только императрицу, но и самого Владимира Великого, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
«Чайный домик» просто-таки спас от разорения известный и единственный на то время бесплатный в городе парк – «Владимирскую горку». Несмотря на то, что в 1872 году Дума приняла постановление об «исключении всякой продажи питий и трактирных увеселительных заведений» в местах отдыха, торговля в парке все же производилась. Чайный павильон (он же «чайный домик») сдавался в аренду, была будка сельтерской водой, торговали фруктами и сеном, разводили для продажи аллейные и фруктовые деревья.
«Чаепитие можно назвать самым ярким моментом городского быта XIX столетия», – писал наш современник Анатолий Макаров. Чай начали пить при Екатерине II. Но чай был не дешевым напитком. Так, в XIX веке сапоги стоили – 90 коп., кожух – 3 р. 10 коп., а фунт (400 г) чаю – 4 р. 50 коп. Поэтому позволить себе этот напиток могли далеко не все.
Однако богатые монахи Лавры могли позволить себе такую роскошь. Весьма забавно они заваривали чай. «В большой миске в кипятке разбавляли сахар или мед, заваривали чай, сосудом вроде кружек, чашек и иных, подходящих для этой цели, черпали, как сбитень, из миски», – писал К. Фоменко.
В 1835 году «скуповатый митрополит» (так писал Анатолий Макаров) Евгений Болхвитинов оставлял своему эконому о. Серафиму свои чайные припасы, когда уезжал на заседание Синода. Более того, Серафим оказался большим любителем этого напитка и митрополит привез ему из Петербурга «недорогой хороший чай», при этом очень беспокоился, чтобы эконом не купил себе этого напитка в Киеве.
В 1810 году в Туле появились первые самовары. И потому отпала необходимость заваривать чай в поливяной миске, как это делали лаврские монахи.
Сами россияне утверждали, что первые самовары появились во Франции (все чужое – лучше родного!), а во Францию они попали от римлян. Сами же французы отказывались от этого и утверждали, что самовар – исконное русское изобретение. Попробуй разберись!
Чай пили не только в монастырях и чайных домиках, но и в домах богатых горожан. Один киевский старожил вспоминал, как в 1810 году на углу Крещатика и ул. Институтской в три часа дня на балкон денщик выносил кипящий самовар. Вокруг самовара размещалось все семейство генерала. А простодушные киевляне глазели на это действо.
Те же священники были убеждены, что чай – это пагуба, и запрещали пить его в пятницу и субботу. Более того, один из монахов Лавры – Паисий никогда не отказывался пить чай, но при этом он с омерзением бросал в этот напиток селедку, подливал грязную воду и т.д. Вероятно, после такого мало кто из братии угощал Паисия.
Чаем даже лечились от холеры, при этом добавляли в напиток соляную кислоту (культуролог Н. Анциферов).
Как уже упоминалось, чай был дорогим напитком и потому простые жители Подола пили «узвар», отвар сушеной травы иван-чая, а бурсаки ездили специально в Ирпень и заготавливали на зиму цветы буквицы. На праздники подавали компот из сушеной вишни и малины с медом.
Со временем чаепитие стало перерастать в ритуал «чай и завтрак вместе» или «чай и обед вместе», когда сначала на стол ставили самовар, потом блюдо с пирогами, тарелки с окороком, колбасами, селедкой, икрой и сыром. Затем появлялись бутылки с водкой и винами.
В 1876 году городская дума пыталась отучить киевлян от кабаков и водки приобщением к чаепитию. Купцу Бурлею даже выделили 500 рублей на устройство «чайного заведения». Эксперименты с чайными так и закончились безрезультатно… Торговля безалкогольными напитками так или иначе уступала место более прибыльной торговле водкой. К пребольшому сожаленью…
Добавить комментарий