«Целомудренна и невинно развращена»



«Украинская женщина является центральным лицом всякого описания Украины. Недаром ее воспели народные витии, отведя для нее столько места в поэзии, и смуглянка Ганка безраздельно владеет их мыслями.


Это и не мудрено. Украинская женщина стоит совсем в особых условиях. Она самостоятельная бесконтрольная царица в домашнем быту украинца.


Украинка всегда серьёзно, по-мужски относится к своей любви. Последнее особенно отражается в украинском браке. Не девушку выдают замуж, а она выбирает себе жениха. Она не только равноправный товарищ мужа, но как будто бы надменный опекун его. Поэтому свободная любовь, несмотря на полнейшую самостоятельность женщины в Украйне, вовсе не пользуется популярностью.


Такой порядок вещей рождает в женщинах необыкновенную серьёзность и устойчивость взглядов. Переубедить в чём-нибудь заупрямившуюся украинку – задача всегда непосильная, перед которой пасует всякий мужчина, а тем более злополучный «чоловік». Зато она умеет наслаждаться, как, должно быть, ни одна женщина другой национальности. Она любит порывисто, страстно и нежно, целомудренна и от природы невинно развращена. Душа её полна поэзии, а тело греховных замыслов. Она умеет всецело отдаваться своей страсти и жить ею, как художница! Бокал любви запрокинут «хохлушкой» и выпит до дна! Счастлив тот человек, будь он её соплеменник или другой национальности, который назовёт стыдливую красавицу своей женой, он отведает её «дручка», но зато никогда, нигде в Европе не испытает стольких чарующих переживаний огненной страсти и любви.


И украинка прекрасно это сознаёт, в её отношении к мужскому полу проявляется даже некоторое бравирование правом хозяйничать и смотреть на мужчину как на ленивое, неповоротливое и чрезвычайно шкодливое произведение Творца, требующее особенного присмотра. Присмотр этот каждая украинка считает для себя обязательным и исполняет свои должности весьма охотно, так как, благодаря свободному выбору, обыкновенно без ума от своего «чоловіка», видит в нем свой идеал и вообще «перл творения»… «Бачылы очи, що куповалы, йишьте, хочь повылазьте» – типичная поговорка для украинской женщины. Она говорит так из чувства собственного достоинства, раз приблизила к себе парубка хоть однажды, тем более, если она делает это постоянно.


Украинка долго склонна прощать и смотреть сквозь пальцы на провинности мужа, чем испытывать разочарования. Разочароваться в любимом человеке для неё невыносимо тяжело, она после этого бесповоротно несчастна и презирает главным образом себя самую за неудачный выбор…


Ввиду этого украинская свадьба бывает особенно весела, задушевна и захватывает непосредственным ликованием и молодых и старых. Воспоминания о шумных свадебных пирушках сохраняются на Украйне неопределенно долгое время…


Столько же поэзии, как в браке, заключается для украинской женщины и в материнстве. Особенно в зачатии и беременности. Ни у одной нации беременность не создаёт для женщины стольких опасностей и безумных затруднений, как у украинки. Хозяйственный строй не может измениться во время болезни домоправительницы, и несчастная госпожа должна исполнять по-прежнему все свои непосильные обязанности дома и в поле. Легко понять, почему мелодии украинских песен так грустны и заунывны! Если дева-великоросска плачет ввиду отсутствия инициативы в тяжёлой неволе, то беременная «хохлушка» иногда падает от усталости на работе, из боязни за себя и свою семью.


На роды и на беременность она смотрит как на свою женскую вину и личное желание иметь ребёнка, в котором муж принял косвенное участие, подчинившись её воле. Поэтому строй украинского дома отнюдь не изменяется во время её беременности. С другой стороны, становится понятно, насколько дорог бывает для матери ребёнок, которого она выносила с такими трудностями и считает к тому же плодом своей жаркой страсти, своего вдохновения и творчества…


Тело она холит и бережет для кокетства с мужем, как вместилище для будущего ребенка и рабочую силу для его прокормления, а душу развивает философствуя, чтобы удовлетворить свое самолюбие в глазах любимого человека и оправдать свое положение бесконтрольной «княгини» в своей хате, для воспитания «дытыны», для обуздания самой себя и просто в силу своей эстетической склонности к поэзии и отвлеченному мышлению.»


ЭЛЬ



(Журнал «Киевское жало», 1918 г.)