Первый киевский вокзал представлял собой двухэтажное желтое здание в стиле староанглийской готики по проекту архитектора Ивана Вишневского (1870 году). Помещение делилось на изысканные и роскошные залы для аристократии и грязные – для простолюдинов. К началу ХХ века вокзал стал слишком тесным и уже не справлялся с возросшим потоком пассажиров.

В 1913 года утвердили проект питерского архитектора Владимира Щуко, согласно котрому новый вокзал должен был состоять из двух гигантских по тем временам зданий в стиле модерн, соединенных проходом в виде буквы “Н”. Старый вокзал разобрали, вместо него построили временный – деревянный одноэтажный сарайчик.

А потом начались смутне времена – в итоге временный вокзал простоял 25 лет, а новый, в стиле украинского барокко, открыли только в 1932 году. В середине прошлого столетия рядом с ним построили здание Пригородного вокзала. Но к началу 2000-х и эти строения не могли вместить всех желающих путешествовать на поездах. И в 2001 году киевский вокзал вновь подвергся масштабной реконструкции: был достроен ультрасовременный южный терминал, перестроены платформы, прорыты подземные пешеходные туннели. Интересно, что Южный и Центральный вокзалы, соединенные обновленным виадуком, образуют ту самую букву “Н”, которую сто лет назад задумывал архитектор Щуко.

Между Батыевой и Байковой горами находится Протасов яр. Это название носят улица,железнодорожная платформа и горнолыжный комплекс.

Последний стал одним из любимых мест спортивно настроенных киевлян. С ноября до апреля здесь функционируют несколько трасс разного уровня сложности для лыжников и сноубордистов. Слева от малого склона находится “Сноупарк” с трамплинами и кафетерием. По суботам здесь проходят ночные катания – до четырах утра. А летом в Протасовом яру можно кататься на зорбе.

“Мамаева слобода”

Несколько сотен лет назад эти земли были собственностью Михайловского Золотоверхого монастыря. Отрекшиеся от мирской суеты монахи вели церковное хозяйство, обрабатывали землю и разводили пчел для производства монастырского меда.

Недавно на долго пустовавших исторических землях создали этнографический комплекс с архитектурой в духе казацкого времени, домиками ремесленников и воссозданным духом средневековой Украины. Это не совсем музей: посетителям предлагают не смотреть на жизнь казацких поселений сквозь витринное стекло, а прикоснуться к историческому прошлому и пожить некоторое время по распорядку дня древних украинцев.

В центре комплекса возвышается деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, стилизованная под храмы, которые строили на Сечи во времена Богдана Хмельницкого. Недалеко, на возвышении около двух озер, стоит ветряная мельница. А вокруг расположены домики церковного старосты, рядових казаков и старшины, кузница, хата гончара с мастерской, домик гадалки, шинок еврея-портного, а чуть поодаль – пасека

и водяная мельница. Домики прорежены хозяйственными пристройками: кладовками, стойлами, хлевами, каморами. Еще здесь есть настоящая базарная площадь.

Недалеко от церкви в память о годовщине уничтожения Запорожской Сечи войсками Екатерины II установлено 38 каменных крестов из степного песчаника с высеченными на них названиями куреней Запорожского войска. Любой домик ремесленника или казака можно арендовать для ночлега, заказав в него обед в украинском национальном стиле из ресторана надднепрянской кухни “Шинок”,

расположенного на территории”Мамаевой слободы”. Также рекомендуем сходить на историческую лекцию в один из домиков, посетить мастер-класс народного творчества или взять урок верховой езды. Можно арендовать на сутки народную одежду и расхаживать по казацким землям в вышиванках.

Музей авиации

Огромная территория крупнейшего в Украине технического музея примыкает к аэропорту “Жуляны”. Здесь представлено около 70 летательных аппаратов, в разное время бороздивших просторы бывшего СССР. 

На входе посетителей встречает Ту-104 – первый советский реактивный авиалайнер.

Также здесь есть МиГ-25, взявший мировой рекорд высоты в 37 километров, коллекция ядерных бомбардировщиков “Бэкфайер”, вертолетов разных моделей, ракет и двигателей в разрезе. Изюминка экспозиции – самолет Леонида Быкова из фильма “В бой идут одни старики”.

За дополнительную плату можно войти в салоны некоторых самолетов и вертолетов, например, посидеть за штурвалом советского магистрального авиалайнера “Ил-62”.

Возле экспонатов висят пояснительные таблички на украинском и английском языках.