Набережная правого берега Днепра, запроектированная в 30-х годах ХХ века и построенная в 30-50-х годах, предназначалась для выполнения 4 основных функций

  • Защита от паводков, регулярно провоцировавших катастрофические подтопления селитебных, промышленных и прочих территорий г.Киева (Подол, Русановка ), расположенных на 90-100-х планировочных отметках:

  • Причальная набережная — система лестниц-спусков с верхних отметок и надводный горизонт;

  • Пешеходный променад — широкий тротуар, занимавший 40-50% ширины горизонтальной полосы от парапета до подножия склонов;

  • Набережное шоссе.

 

Пристань у общественно-развлекательного комплекса.

Пристань у общественно-
развлекательного комплекса.

При этом позиции 2-3 были рассматривались в контексте комплексной реконструкции склонов с выполнением 4 спусков в виде лестниц и эскалаторов.

– в районе Колонны Магдебургского права (архитурно-проектная группа Гидродортреста, арх.Р.Крамер);
– от стадиона «Динамо», через Петровскую аллею;
– от площади перед Мариинским дворцом через Козловский переулок, со строительством на Козловской улице экскурсионно-туристской базы (архитурно-проектная группа Гидродортреста, арх.В.Геккер);
– начиная с выхода на склоны магистрали, соединяющей Бессарабку с Печерском, опоясывая укрепления времен Николая 1.

До начала войны был реализован только парадный лестничный каскад с ул.Кирова (Владимирский спуск) к Колонне Магдебургского права. Рассматривались варианты реализации 3-х пешеходных «горизонтов», связанных как упомянутыми выше парадными лестницами с эскалаторами, так и трассированными по склонам серпантинными дорожками.

– Верхний — начиная с Владимирской горки через каскад парков с беседками, бельведерами и видовыми площадками.
– Средний — вдоль Петровской аллеи с ресторанами, беседками, бельведерами и видовыми площадками.
– Нижний — по набережной вдоль подножия склонов.

Панорама Днепра при выходе из фуникулёра.

Панорама Днепра при
выходе из фуникулёра.

Современное состояние территории набережной и прилегающих склонов сложилось в течении послевоенного периода 1945-2002 гг. В связи с значительным увеличением количества автомобильного транспорта, увеличением количества мостов через Днепр, ширина шоссе увеличена до 22 метров за счет сужения променадного тротуара вдоль парапета набережной . Реконструированные трамвайные пути укреплены подпорными стенами. Они, в свою очередь, отделены следующей полосой подпорных стен от нижней терассы склонов. Организованный подход к нижней терассе склонов и прогулочные дорожки на ней отсутствуют. В настоящее время нижняя терасса и склоны в целом покрыты неорганизованными зелеными насаждениями, переуплотненными вследствии их самосеяного происхождения. Это провоцирует их активный рост в высоту без развития объема кроны, сопровождающийся отмиранием нижних ветвей, лишенных солнечного света. Наблюдается картина, характерная для необслуживаемого леса — практически лишенные травяного покрытия, из-за недостатка солнечногосвета, выветренные склоны покрыты значительным количеством сухостоя, обломками сухих ветвей, поверхностно развивающейся, взаимно переплетенной корневой системой.
Застройка части территории, прилегающей к набережной в границах Почтовая площадь-Колонна Магдебургсого права — Пешеходный мост сложился еще в начале ХХ века. Собственно правобережные склоны на этом отрезке являются объектом охраняемого ландшафта, согласно Решений Киевгорисполкома № 920 от 16.07.1979г. и Распоряжением КМДА № 979 от 17.05.02г.)

Вариант застройки набережной.

Вариант застройки набережной.

Ряд объектов застройки этой территории находятся под охраной как памятники архитектуры разной степени охраны, от нововыявленых до памятников национального значения, включены в Свод памятников Украины.
Застройка набережной состоит из зданий и сооружений общественного назначения, жилых зданий с встроенно-пристроенными помещениями торговли, обслуживания, инженерных сооружений укрепления склонов и сопутствующей им инженерно-транспортной инфрастуктуры. Существующие здания — памятники, при условии обязательного получения разрешения Кабинета министров Украины на изменение облика памятников — подлежат реабилитации согласно утвержденных памятникоохранными органами плановых и реставрационных заданий. Исключение составляют подходы к памятнику оборонной архитектуры национального значения Никольскому форту (Ки§ вська фортеця, Стіна нижня напівкругла 1856 р.Постанова Ради Міністрів УРСР від 06.09.79 № 442 Кат.охор.: загальнодержавна Охорон.№ 867/2) и прилегающая к нему территория. Проектом предлагается его реабилитация в мемориальный комплекс Стены памяти и будет детально разрабатываться на следующей стадии «предпроектных проработок».

Номенклатура зданий и сооружений общественного назначения

– Гостинично-ресторанные комплексы
– Зрелищно- развлекательные комплексы
– Комплексы казино
– Комплексы семейного отдыха
– Художественные галереи-салоны
– Бутик — галереи
– Торговые пассажи
– Жилые дома ( апартаментного типа)

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г.

Их технико-экономические характеристики определены плановыми заданиями заказчика
Номенклатура зданий и сооружений инженерно-транспортной
инфраструктуры

– пешеходный променад, благоустройство пешеходного променада.
– Пешеходные мосты и лестницы спуска на уровень пешеходного променада
– Инженерный коллектор
– Трансформаторные подстанции
– Транспортный транзитный колектор 8-ми рядный
– Парковки для автомобилей под пешеходным променадом

Внутренний двор.

Внутренний двор.

Потребность в источниках энергии и мощности инженерных сооружений будет определена расчетом с учетом объемов, полученных при проектировании элементов застройки. Целью выполняемого проекта является создание классического урбанизированного набережного променада, адаптированного к специфическим условиям культурного ландшафта г.Киева, с органичной интеграцией реабилитированных для использования в современных условиях памятников исторического наследия и магистрали городского значения набережного шоссе — исторически сложившейся, неотъемлемой составля-ющей транспортной сети Киева.
Для решения этой задачи был принят набор постулированных граничных условий :

– реабилитация правобережных склонов имеющих естественный перепад планировочных отметок 95.0-100.0 метров (объекта охраняемого ландшафта согласно Решениям Киевгорисполкома № 920 от 16.07.1979г. и Распоряжением КМДА № 979 от 17.05.02г.),
– в форме превращения их современного лесо-парка в благоустройстроенные и упорядоченные ландшафтные парки,
– обеспечение постоянного паркового режима эксплуатации — создание традиционного событийного ряда : места отдыха (скамьи, беседки, бельведеры) — парковые кафе-клубы — павильоны развлечений — видовые площадки — места фотографирования;
– обеспечение организованной и технически обслуживаемой, современной вертикальной и горизонтальной пешеходно-транспортной инфраструктуры (дорожки-теренкуры, лестни-цы, эскалаторы, фуникулеры).
– проектирование застройки капитальными зданиями малой этажности, которые не могли бы девальвировать главное достоинство Киева, наиболее выразительную часть культурного ландшафта — правобе-режные склоны. Такая этажность, по убеждению авторов, составляет 3-4,5 этажа
– парцелляция застройки –
– предлагаемая градостроительная модель не должна блокировать визуальные и пешеходные контакты со склонами
– быть увязанной с ритмом каньонов и останцев существующего склона.
– согласно разработанной схемы застройки большая парцелла составляет 190-200 метров, малая — 95-100 метров
– малые ( 25-30 м) и большие ( 50-55 м) разрывы между зданиями чередуются, создавая усложненный ритм застройки
– малые разрывы обустраиваются подпорными стенами и каскадными лестницами
– большие разрыв дают выход непосредственно на склоны
– комплекс застройки набережной, реабилитации прилегающих склонов и территории Наводницкого парка является неотъемлемой частью общей концепции реабилитации правобережной части Днепровского каньона, его верхнего, среднего и нижнего горизонтов, его пешеходно-транспортной схемы, схемы инженерного обеспече-ния в рамках нижнего прибрежного горизонта, интегрироваться в общий комплекс инженерно-противооползневых мероприятий.
– современная оптимизированная транспортная схема
– организация транзитных транспортных потоков ,
– парковки автомобилей посетителей и работников объектов застройки,
– движения пассажирского транспорта,
– обустройства его остановок
– обеспечение оптимальной лестнично-эскалаторно-лифтовой связи остановок транспорта и стоянок автомобилей с уровнем пешеходного променада.