В 1787 году был утвержден проект, в котором предусматривалось расширение Печерска в сторону Старокиевской части и создание объединенной системы оборонительных сооружений. В 1803, 1806, 1809 и 1811 годах архитектором А. Меленским был разработан ряд проектов, согласно которым местность Липки должна была быть расширена в сторону Крещатицкой долины, намечалось освоение Крещатика и закладывались основы планировки Лыбедского района.


Традиции классицизма проявились в планировке Подола, которая в соответствии с проектом архитектора В. И. Гесте получила в 1810-х годах регулярный характер. В связи со строительством Печерской крепости в 1830-х годах часть населения была выселена с территории Печерска и переселена на Липки и в Лыбедскую часть. Еще в конце ХVІІІ века была начата реконструкция уличной сети Печерска, а впоследствии такой реконструкции подверглась и территория Старого Киева. Старые кварталы городской застройки очищались от малоэстетичных построек, их укрупняли, создавали крупные административные и торговые площади, связанные сетью магистралей. Так, в конце XVIII — начале ХІХ века ведущей магистралью становится Владимирская улица, связавшая древнейшую часть Верхнего Города с университетом Св. Владимира и Лыбедской частью.


В отличие от других крупных городов Российской империи, в тот период в Киеве не было главной площади и главного общественного центра, поскольку административно-общественными центрами города были и Контрактовая площадь на Подоле со зданиями Контрактового дома и Гостиного двора, а также с площадью перед царским дворцом, и Софийская площадь с новым присутственным местом. В этот период важной магистралью становится Крещатик, проложенный по территории заболоченной долины. Планировка Лыбедской части определялась направлением Большой Васильковской дороги и представляла собой сочетание нескольких прямоугольных сеток улиц. Размер кварталов был здесь в 2-3 раза большим, чем на Подоле, что объяснялось преобладанием усадебной и полуусадебной застройки с садами и огородами.

Как и в других городах Российской империи, в І половине ХІХ века киевские жилые дома строились по утвержденным в 1800-1812 годах «образцовым проектам». Такие дома, как правило, имели анфиладную планировку, при которой парадные помещения были сориентированы окнами в сторону улицы. Несмотря на преобладание типовой застройки, в это время были построены и дома по индивидуальным проектам, напоминавшие упрощенные дворцовые здания с колонными портиками. Примерами таких зданий являются дом капитана Корта на Печерске и дом Блатницкого на Подоле.

В середине ХІХ века многие жилые дома Киева строятся из кирпича и не оштукатуриваются. Именно в середине ХІХ века становится распространенным тип двух-трехэтажного жилого дома, строящегося по фронту красной линии застройки, с проездом во двор в боковой части здания. Во ІІ половине ХІХ века продолжается градостроительное развитие Киева, что можно проследить по официально утвержденным планам города 1861 и 1878 годов. В 1870-е годы были распланированы новые кварталы в районах Шулявки, Куреневки и Лукьяновки, после чего город начал развиваться и в западном направлении. Развитию города в южном и юго-западном направлениях способствовало развитие сети железных дорог — Киево-курской, Юго-западной, Полтавской и Ковельской. Кроме того, активно развивалась и транспортная сеть внутри города — с использованием вначале городского рельсового транспорта — конки, а затем и первого в России электрического трамвая. Трамвай связал центр с предместьями и обусловил быстрое развитие дачных поселков Пуща-Водица, Святошин и Дарница.

В последней четверти ХІХ века начинается изменение масштаба городской застройки: на месте малоэтажных особняков постепенно вырастают средне- и многоэтажные доходные дома. Там, где были пустыри и малоэтажная застройка вдоль улиц Крещатик, Фундуклеевской, Владимирской, Большой Житомирской и Мариинской, появляются кварталы с уплотненной застройкой — трех-четырехэтажной в конце ХІХ века и четырех-шестиэтажной в начале ХХ века. В это же время в Киеве строятся и крупные общественные, торговые и административные здания. Прокладка трамвайной колеи повысила значимость улиц Владимирской, Большой Васильковской, Александровской, Бульварно-Кудрявской, Большой Житомирской, Прорезной, Ярославова Вала и Фундуклеевской, где начали строиться новые общественные здания, гостиницы и многоэтажные доходные дома. Постепенно сложилось ядро города с преобладанием многоэтажной застройки.

Примечательно, что владельцами крупных доходных домов в то время были известные архитекторы — такие как В. В. Городецкий, М. П. Бобрусов, А. С. Кривошеев, Н. И. Яскевич, археологи (В. В. Хвойка), художники (А. А. Мурашко). Викентию Вячеславовичу Хвойке, исследователю поселений трипольской культуры, памятников бронзового века, городищ и курганов скифов, а также поселений Киевской Руси, в конце ХІХ века в частности принадлежала усадьба на Плоском участке г. Киева, что по Троицкому переулку и соседней с ним площади.

Александру Александровичу Мурашко принадлежала усадьба на Старокиевском участке г. Киева по ул. Маложитомирской, 14. В 1858 году она была собственностью надворного советника Бровинского и его жены. Площадь ее составляла 320 квадратных саженей, на которых находились ветхие строения, подлежащие сносу. Бровинские продали усадьбу Петру Александровичу Барскому, и новый владелец занялся постройкой кирпичного одноэтажного дома с пристройкой, кирпичного одноэтажного флигеля, кирпичных нежилых помещений и навесов. Одноэтажный дом был построен по красной линии ул. Маложитомирской, а остальные здания находились в глубине усадьбы, по периметру участка. Кроме того, в усадьбе были сад и колодец.

В 1895 году владельцем усадьбы стал киевский купец ІІ гильдии Александр Иванович Мурашко, а позже, в 1910 году, ее унаследовал его сын, художник Мурашко. В январе 1911 года старший нотариус Киевского окружного суда выдал последнему свидетельство, подтверждающее его право на наследование недвижимости, а также отсутствие исков и споров по ней. В мае 1910 года Мурашко обратился в правление Киевского городского кредитного общества с просьбой о получении ссуды в 7000 рублей под залог недвижимого имущества.

К 1910 году в усадьбе уже был выстроен четырехэтажный кирпичный доходный дом. В одноэтажном кирпичном доме с жилым полуэтажом по красной линии застройки улицы находились магазин, приносивший 600 рублей дохода, и четырехкомнатная квартира с кухней, приносившая 900 рублей дохода. В одноэтажном кирпичном флигеле во дворе располагались две квартиры: шестикомнатная квартира с кухней, приносившая 1300 рублей дохода, и пятикомнатная квартира с кухней, приносившая 800 рублей дохода. На первом этаже кирпичного четырехэтажного дома была размещена семикомнатная мастерская с тремя кухнями, приносившая 1100 рублей дохода, а на каждом этаже — по две квартиры: трех- и семикомнатные на втором и третьем этажах, трех- и пятикомнатная — на четвертом. Доход от аренды квартир составлял от 600 до 1400 рублей, а общий доход с имущества достигал 10600 рублей.

В марте 1914 года Мурашко продал усадьбу со всеми постройками дворянину Константину Владимировичу Котляревскому, жителю Чернигова, за сто тысяч рублей. Кроме того, к новому владельцу перешел долг Кредитному обществу в сумме 67262 рубля. Усадьба неоднократно застраховывалась на случай пожара, что было необходимым условием для получения кредита в Кредитном обществе. В настоящее время постройки бывшей усадьбы Мурашко находятся в аварийном состоянии и ремонтируются.