Ящик коньяка и “Студебекер” в придачу

Кстати, американцы считали украинского артиста чистокровным янки. В фильме своих “крестных отцов”(тех самых ассистентов, увидевших его на киевской киностудии и впоследствии ставших известными режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым) “Мир входящему” Гринько сыграл роль американского шофера, который на “Студебекере” возил по дорогам войны и американцев, и русских. В СССР эту картину сначала резали и сокращали, даже хотели задвинуть на полку. Но усилиями Сергея Герасимова фильм прорвался на фестиваль в Венеции. Американцы проспорили ящик коньяка, утверждая, что шофера играет настоящий американец. Картина получила кроме “Золотого льва” и еще один приз. Неожиданный. Американская автофирма решила: “За рекламу автомобиля “Студебекер” актеру, проведшему ее по дорогам войны в киноленте, вручить автомобиль”!

Но машину получил кто-то другой. До Гринько она не доехала.

 

Место встречи изменил Тарковский

Ради Николая Гринько Тарковский даже изменил место съемок своего первого фильма – “Иваново детство”. Когда его посланник разыскал Гринько в Киеве, приглашая на съемки, актер отказался, мол, занят сейчас:”Хочу порыбачить в Каневе”. Через пару дней он получил телеграмму: “Выезжайте. Съемки будут происходить в Каневе”. Но даже тогда он не изменял своей страсти. Как только звучала команда “Стоп!”, как он, увлекая за собой других актеров, бежал проверять закидушки. В “Ивановом детстве” он блистательно сыграл подполковника Грязнова – опекуна мальчика-разведчика. Но когда его спрашивали о впечатлении от съемок, Гринько всегда отвечал: “Рыбалка была потрясающая!”. Свою страсть к удочкам-крючкам Николай Гринько объяснял тем, что настоящая его фамилия – Окуньков. Просто отец его, став артистом, придумал себе сценическое имя – Григорий Гринько (Гринько – это тот же Григорий, Гриня). К тому же дед по матери Иван Андреевич Окуньков был заядлым рыболовом и часто брал Николку, который у него воспитывался, на свою “рыбную охоту”. Через год, на премьере “Иванова детства”, Николай Григорьевич признался: “Ох, дурень, как же я мог проглядеть такое начало! Этот режиссер может все: и неистовствовать, и молиться!” С тех пор он и стал талисманом Тарковского – снялся во всех его пяти фильмах, сделанных в СССР.

 

В своем отечестве пророка нет

Несмотря на мировое признание, на родной киностудии ему не дали сыграть ни одной (!) главной роли. Сыграв в 180 фильмах, будучи востребованным в Росси и Европе, актер страдал оттого, что с ростом популярности в мире его просто перестали замечать в своем отечестве. Тогда он решил, что дома может что-то получиться, если делать фильмы самому. Начал писать сценарий к “Украденному счастью” по Ивану Франко. Мечтал о роли Миколи Задорожного, писал ее “на себя”. С ним хитрили и студия, и Госкино УССР, тянули резину, не говорили ни да ни нет. Он ждал. Но когда прошло шесть лет ожидания, Гринько сказал: “Все. Поезд ушел. Микола тоже остается во мне. Жаль. Я бы хорошо это сделал”. Его попытались утешить: мол, на данном этапе Украине нужна комедия. Гринько написал еще один сценарий – “Сеньор Марио пишет комедию” по пьесе Альдо Николаи. Итальянский драматург дал согласие, в Госкино Гринько поздравили и разрешили набирать актерский ансамбль. Но вдруг Госкино УССР решает: национальной студии нужна и комедия на национальной основе… Больше в украинское кино Николай Гринько не пытался пробиться. На студии его любили, поэтому, в обход начальства некоторые режиссеры утверждали на небольшие, эпизодические роли, которые их фильмы только украшали…

 

Слишком хорош для Дон Кихота… грузинского

Когда студия “Грузия-фильм” пригласила его пройти пробы на роль Дон Кихота, он обрадовался как ребенок. Казалось, давнишняя мечта сыграть Рыцаря печального образа вот-вот станет явью. Павильон на “Грузия-фильме” напоминал зрительный зал. Собравшиеся стояли, сидели друг у друга на головах – ждали “того, самого знаменитого”… Неделю шли пробы, и неделю зал был полон. Когда Гринько выходил из гримуборной, люди встречали его в длинном коридоре, и он шел сквозь восторженный шепот и аплодисменты. Радовался: “По-моему, получилось!” Ему сказали: ждать решения. Ждал. Упрямо и с надеждой. Но вестей из Грузии не было. Актер все понял… Тогда он попросил отдать ему снятую пробу. Просто на память. Не отдали. И даже не ответили, почему. Николай Григорьевич слег. Это была настоящая драма для него, пережить которую он так и не смог.

Фильм в Грузии сняли с другим Дон Кихотом. Но он провалился.

 

Прямая речь

Виктор Соколов, режиссер:

– Этот великий актер и четверти не сыграл того, что мог. Господи, вознагради его!

Григорий Кохан, режиссер, сосед:

– Юмор его – мягкий, интеллигентный, изысканный какой-то. Неутомимый в работе. Я это знаю. От природы очень скромный и совестливый человек, я бы сказал – нежный, но… замкнутый”.

Ольга Поликашкина, гример:

– Мы часто встречались в молочном на Тургеневской. Кто такой для меня Гринько? Это прежде всего элегантность в одежде, красивая природная пластика, волевое открытое лицо, добрые, ласковые, улыбчивые глаза.

 

Досье “КП”

Николай Гринько родился 22 мая 1920 года в Херсоне, в актерской семье. Он – племянник народного артиста СССР, создателя Запорожского театра им. Щорса Владимира Магара, крестник народной артистки Украины Оксаны Петрусенко.

Войну прошел стрелком-радистом днем и начальником офицерского клуба – вечером.

Служил в Запорожском музыкально-драматическом театре.

Первый среди украинских киноактеров удостоен звания народного артиста УССР.

Наибольшее количество наград получил за роль профессора Громова в фильме “Приключения Электроника” (Государственная премия, приз ЦК ВЛКС “Красная гвоздика”, премия Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Ереване, премия в Братиславе). Снимался на всех студиях в СССР (в год в СССР выходило по 13 фильмов с его участием). Работал с кинорежиссерами Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Германии, Норвегии. Тем не менее никогда не отказывался сняться бесплатно у дипломников.

Ушел из жизни 10 апреля 1989 года.

 

Самые известные фильмы:

“Иваново детство”, “Андрей Рублев”, “Солярис”, “Зеркало”, “Сталкер”, “Двадцать дней без войны”, “Автомобиль, скрипка и собака Клякса”, “Аты-баты, шли солдаты”, “Гибель эскадры”, “Золотые ворота”, “Ни пуха ни пера”, “Афоня”, “Дума о Ковпаке”, “Приключения Электроника”, “Приключения Буратино”.