Но идея подобного транспортного средства для Киева впервые была высказана значительно раньше. В 1882 году в Киеве поселился инженер путей сообщения Артур Абрагамсон. Пригласивший его сюда шеф Юго-Западных железных дорог Сергей Витте (будущий премьер-министр Российской империи) называл Абрагамсона “инженером в квадрате”, поскольку тот получил сразу два инженерных диплома – сначала в Цюрихе (Швейцария), потом в Петербурге. Обучаясь в Цюрихском политехникуме, студент Абрагамсон увидел в альпийской республике канатные подъемники. Идея эта показалась ему как нельзя более подходящей для киевского рельефа. И уже с 1883 года в нашем городе обсуждались реальные проекты фуникулера. Абрагамсон выдвигал различные предложения: трасса в районе нынешней Европейской площади или близ Андреевской церкви; паровой двигатель либо гидромотор.


С появлением в Киеве электрического трамвая идея обрела новое звучание. Решено было связать фуникулером трамвайные пути в районе Михайловской и Почтовой площадей. Руководителем и идеологом окончательного проекта стал Артур Абрагамсон, путевые конструкции разработал Николай Пятницкий, станционные павильоны спроектировал Александр Барышников. При оснащении было использовано оборудование из Швейцарии. Работы велись в 1904-1905 гг. и завершились полным успехом. С тех пор, претерпев несколько реконструкций, киевский фуникулер по-прежнему популярен среди жителей и гостей города.


Сегодня в присутствии высокопоставленных гостей из Швейцарии на верхней станции фуникулера открывается мемориальная доска в честь его создателей.
 
Киевский фуникулер в начале ХХ века 
Но, как нередко случается, наибольшие заслуги остались неотмеченными. Имени Артура Абрагамсона на гранитной плите нет. Впрочем, это еще можно будет исправить. В марте 2004 года исполнится 150 лет со дня рождения “инженера в квадрате” Абрагамсона, который сыграл видную роль в развитии железной дороги, городского транспорта, водоснабжения, канализации, технического образования. Он вполне достоин того, чтобы к этой дате там, на созданном им фуникулере, ему посвятили особый памятный знак