Кстати, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, Киев был одним из ведущих участников рынка заемных средств. И результат этих заимствований киевляне и гости столицы Украины могут наблюдать и сегодня. Например, Бессарабский рынок. 

В 1904 году ушел в лучший мир миллионер и меценат Лазарь Израилевич Бродский, оставивший в завещании пункт: «полмиллиона рублей собственного капитала направить на строительство крытого рынка». При этом отмечалось, что часть чистого ежегодного дохода от аренды помещений и торговых площадей рынка будет обязательно направляться на благотворительные цели. Сначала городские власти не воспылали энтузиазмом к постройке в центре города «мегамаркета», который, по подсчетам тогдашних маркетологов, мог показать отрицательную рентабельность. 

И тогда была разыграна «облигационная карта». Киевскому руководству было предложено душеприказчиками самого Лазаря Израилевича выпустить ликвидные облигации займа на сооружение рынка. Облигации на сумму 526 тысяч рублей приобрели наследники Бродского по выгодному курсу 97 рублей за 100. Стоимость крытого рынка составила 580 тысяч рублей. 

Но прелесть появления «Бессарабки» даже не в том, что в финансовых перипетиях никто особо не жульничал. Строительство самого известного в Украине рынка сопровождалось настолько педантичной сметой, что у любого современного подрядчика появилось бы учащенное сердцебиение. По смете ежегодного расхода на содержание крытого рынка учитывалось жалование смотрителя — 1 200 рублей и квартира, его помощника — 600 рублей, главного механика — 900 рублей и квартира, двух помощников механика — 1 200 рублей, 12 сторожей по 300 рублей каждому. Выделялось ежегодно 5 тысяч рублей на ремонт здания и «поддержание его в образцовом виде», еще 3 тысячи рублей на отопление, 4 тысячи на освещение двора, рынка, подвалов и служб, 7 тысяч уходило на оплату электроэнергии «для моторов» и 4 тысячи на воду. Общая сумма расходов составила 30,5 тысячи рублей. Еще 25 тысяч рублей ежегодно равномерно распределялось для обслуживания займа, который город должен был выплачивать до 1917 года. Именно этот процент, согласно решению душеприказчиков Лазаря Израилевича, и направлялся на благотворительные цели.

Кстати, постройка бессарабского рынка не единственный пример «вложений «от размещения муниципальных облигаций Киева. За рубежом киевская городская Дума занимала деньги на развитие трамвайного сообщения и для выкупа у немецких инвесторов энергосистема города. В 1909 году деньги от займов пошли на расширение в г. Киеве района канализаций и на устройство второго коллектора, новых полей орошения и перекладка мостовой. Интересно, что оплата купонов и вышедших в тираж облигаций производилась в Киеве в рублях, а Париже, Брюсселе и Берлине в франках или марках. Номера, вышедших в тираж облигаций, публиковались в «Правительственном Вестнике», «Вестнике финансов Промышленности и Торговли», “Ведомостях” обеих столиц, в местных «Губернских Ведомостях» и также в брюссельских газетах. Сверх того, список номеров вышедших в тираж облигаций вывешивался в Городской управе для всеобщего обозрения.

Выпущены также были облигации на постройку городских училищ, расширение Александровской городской больницы, сооружение зданий для контрактовой ярмарки (современная Контрактовая площадь) и на многое другое. В 1914 году на Лондонской фондовой бирже был размещен 5% трамвайный заем на сумму 25 млн. руб. со сроком погашения 49 лет. Европейцы быстро оценили ликвидность киевских облигаций, и приобрели их на сумму 8 млн. руб. Скупили бы и больше, но внезапно случилась война.

Сегодня Киев также пытается быть активным участником на рынке заимствований. Так, в июне город разместил евробонды на $300 млн. Из этой суммы $200 млн. пойдут на погашение предыдущего кредита, который город «проел», пытаясь сдерживать тарифы на комуслуги. Оставшиеся же деньги власти планируют направить на «социально-экономическое развитие» столицы. Но ни о каких инфраструктурных проектах, в преддверии выборов мера, речь не идет.