5 гривен – и ты на воле

Съехав со Столичного шоссе к Днепру, мы застаем все ту же неизменную, известную подавляющему большинству картину: та же разбитая колесами машин дорога, будка, где со всех въезжающих на остров собирают по пять гривен – непонятно на каком основании и на какие цели. А за будкой – полное безлюдье и царство дикой природы.

Понятие «остров» к этому уголку нетронутой киевской природы применяется весьма условно. Это не тот остров, на котором провел двадцать лет Робинзон Крузо. Он отнюдь не отделен от города сколько-нибудь значительными водными массивами. Просто часть днепровского берега, отгороженная с одной стороны днепровским рукавом Конык, с другой – речкой Витой, берущей свое начало в районе Чапаевки и впадающей здесь в Днепр.

– Кстати, название реки, как и топонимы вроде Вита-Литовская (историческое название нынешней Чапаевки), восходит к временам литовского княжества. Когда здешняя земля принадлежала «вийту», а говоря по-современному, городскому голове, – рассказывает наш гид, известный киевский экскурсовод Валерий Лысенко, – а позже он принадлежал Киево-Печерской Лавре, использовался под сенокосы и для рыбалки. В 1869 году монахи построили тут деревянную церковь, на месте которой ныне расположен клуб юных моряков «Шквал».

Рай для экстремалов

В принципе, в современных мегаполисах умудряются даже получать доход с клочков сохранившейся в них дикой природы. Они превращаются в визитную карточку города, в объекты местного туризма, в рекреационные зоны. Но это не касается Жукова острова. В подходе к нему царит традиционный советский тезис «у нас этой природы навалом».

Тем временем наш путь проходит через заросли каких-то очень цепких кустарников, через заболоченную местность, где вода неприятно чавкает под ногами, через поляны ежевики и старые ржавые мостики, проложенные неизвестно когда и кем через здешние каналы и протоки. Почти все они от времени не только потеряли бывший лоск, но и реально деформировались, прогнулись.

Между прочим, известная дикость здешней местности вовсю используется любителями активного туризма, которые не имеют по тем или иным причинам возможности выехать куда-нибудь подальше за город. Например, областная федерация спортивного туризма давно облюбовала здешние места для массовых мероприятий под названием «экстрим-марафоны». Во время которых участникам среди ночи при свете фонариков нужно было, передвигаясь по этой сверхпересеченной местности где пешком, где вплавь, а где и по натянутому над оврагами канату, находить тайники со спрятанными внутри инструкциями – куда же им теперь идти дальше. Найдя которые, впрочем, взрослые солидные люди радовались, как малые дети.

«Сталинское метро» уже никуда не идет

Конечно же, визитная карточка Жукова острова – это недостроенный железнодорожный тоннель под Днепром, так называемое «сталинское метро». Капитальная, полузатопленная водой шахта и по сегодняшним меркам свидетельствует о масштабности строительства. Наш гид Валерий Лысенко рассказывает о том, как в 1936 году с целью усиления Киевского укрепрайона предусматривалось строительство подземного перехода с острова на Осокорки. В селе Корчеватом тогда для секретного строительства соорудили материальные склады, ремонтно-механический завод, гаражи и стоянки. На берегу Днепра обустроили базу для ремонта судов и понтонов.

А вообще в работах принимало участие около двенадцати тысяч человек, для нужд которых сооружались бани, котельни, столовые, санитарные части, общежития, магазины, клубы. Увы, война остановила эти работы. А после победы продолжение строительства было признано нецелесообразным. Более того – выдвигались идеи приспособить тоннели под хозяйственные нужды, например, овощехранилища. Однако после пуска в 1974 году Каневской ГЭС и повышения уровня воды в Днепре, тоннели оказались в большинстве своем затопленными, и все вопросы относительно их дальнейшего использования отпали сами по себе.

Кстати, если киевляне думают, что в городе есть только один памятник кораблю – монитору «Железняков», то они ошибаются. Здесь, на Жуковом острове, на базе отряда подводно-экспедиционных работ, на постаменте установлен минный катер МК-4, построенный в Ярославле в 1942 году. Через год катер был передан с Волжской флотилии в Днепровскую, потом – в Черноморский флот. Последние годы, уже под названием «Акваланг», он использовался, как водолазный бот, а в 1981 году киевские водолазы превратили катер в береговой музей боевой и трудовой славы.

– На Жуковом острове не раз планировали создать музеи под открытым небом. В частности, он мог бы войти в мемориальный Пояс боевой славы города-героя, так как на его территории и при обороне, и при освобождении города велись жестокие кровопролитные бои. Кроме того, активисты общества охраны памятников в свое время выступали с идеей построить на острове музей науки и техники. Хотя сейчас не эти вопросы стоят на повестке дня. Главный вопрос – удастся ли сохранить от уничтожения сам остров.