Немногие знают, что первоначально владельцем усадьбы с красивым двухэтажным неоклассическим особняком по ул. Терещенковской, 9 был не Ф. А. Терещенко, а жена инженер-архитектора Мария-Теофилия Чаплинская. Имя ее мужа, Владимира (Владислава) Ромуальдовича Чаплинского, сегодня почти не встречается в литературе, тем более что, судя по тем сведениям о нем, которые удалось собрать известному ученому В. И. Тимофеенко, особо значительного следа в истории архитектуры Украины он не оставил. Подобно многим зодчим того времени, в середине ХІХ века В. Чаплинский окончил Петербургское строительное училище со званием «архитекторского помощника» и чином Х класса; после работы в Ставрополе он получил звание инженер-архитектора; проработав год в Киевском строительном управлении, в возрасте сорока лет вышел в отставку. А уже через год, в январе 1875-го, инженер-архитектор Чаплинский получил по контракту, заключенному с Киевской городской управой, участок городской земли на Университетской площади, 18 (так тогда называлась территория улицы Терещенковской) под строительство каменного двухэтажного жилого дома. По плану 1874 года этот участок был отнесен к первому разряду и освобождался от эспланадных ограничений 1872 года. Его площадь составляла 673,5 квадратных сажени.
Примерно в то же время начинается активная застройка и соседних участков: участок городской земли №17 по контракту, заключенному с Киевской городской управой, был передан под застройку доктору медицины Афанасьеву; участок №19 — профессору университета
Св. Владимира Субботину; граничащие с усадьбой №18 участки №№28 и 31 по улице Новоелизаветинской (Пушкинской) отошли генерал-майору Крутикову и жене генерал-майора Павловой. Как известно, именно в 1874-1875 годах началась активная застройка улицы Новоелизаветинской, где жили многие университетские профессора.
В 70-х годах ХІХ века владелицей усадьбы на Университетской площади становится жена инженер-архитектора Мария-Теофилия Чаплинская. В июле 1877 года она подала в Киевскую городскую управу прошение о разрешении строительства в полученной у города по контракту усадьбе №18, расположенной в Лыбедской части г. Киева, двухэтажного каменного дома по проекту архитектора Владимира Николаева. Разрешение на строительство было получено, однако оно вступало в силу лишь при условии соблюдения правил возведения каменных построек.
В Киевском городском архиве сохранилась подписка ответственного архитектора об осуществлении авторского надзора, датированная 25 июля 1877 года: «Я, нижеподписавшийся классный художник архитектуры Владимир Николаев, на основании статьи 337 Строительного устава даю подписку в том, что, имея право производить постройки согласно статьи 195 того же Устава, принял на себя надзор и руководство при постройке каменного дома в усадьбе жены инженер-архитектора Марии Чаплинской и обязуюсь ответствовать за правильность произведенных работ». Согласно указанным требованиям к проекту, наружные стены дома должны были быть не тоньше 2,5 кирпичей.
Проект дома в усадьбе Чаплинской утвердили Киевский городской голова, один из членов Городской управы и архитектор А.-Ф. Геккер, занимавший в то время пост городского архитектора.
Теперь следует сказать несколько слов о самом проекте. Особняк Чаплинской выгодно отличался от подобных малоэтажных зданий, выполненных в стиле так называемого «историзма», т. е. использовавших архитектурные формы либо одного из старых стилей (неоготика, неоклассицизм, неоренессанс и т. д.), либо нескольких стилей одновременно. Хотя дом Чаплинской и не был примером классической архитектуры, а некоторые элементы были явно переработаны архитектором, нельзя не отметить и удачно найденный, запоминающийся образ, и пропорциональность здания, и многообразие и гармоничное сочетание элементов классицизма — треугольных фронтонов, полукруглых и прямоугольных пилястр стилизованного псевдодорического ордера в венчаниях, а также входной части и обрамления окон с боковыми крыльями здания.
Фасад дома Чаплинской был центрально-симметричным, и его композиция подчинялась трем осям: главная ось проходила через вход и окно второго этажа над ним, две другие оси — через центральные окна и фронтоны боковых крыльев, выделенные незначительным выступом стен.
Помещения на плане группировались вдоль главной оси. Парадная лестница вела на второй этаж, однако существовал еще «черный» вход с винтовой лестницей, ведущей наверх. Комнаты на втором этаже располагались по анфиладному принципу.
При последующем владельце, представителе известной семьи Терещенко, в 1882-1884 годах бывший дом Чаплинской был перестроен по проекту русского архитектора, академика архитектуры Андрея Леонтьевича Гуна, а руководил строительными работами В. Н. Николаев.
А. Гун не принадлежал к числу известных киевских архитекторов, так как строил он в основном в Петербурге и Москве. Там он получил известность как автор доходных домов и гражданских зданий, а также одного из петербургских дворцов. На Украине известны две его постройки: особняк Терещенко, о котором идет речь, и Анастасиевский собор в Глухове, построенный в 1885-1886 годах.
В перестроенном особняке Терещенко находилась самая большая на Украине коллекция произведений искусства семьи промышленников, коллекционеров и меценатов Терещенко. Сегодня в залах особняка находится экспозиция основанного в 1922 году Музея русского искусства.
Теперь обратимся к истории еще одного дома, также принадлежавшего жене архитектора, Ванде Осиповне Тустановской. Ее усадьба находилась на Нижневладимирской улице, между
ул. Саксаганского (Мариинско-Благовещенской) и Жилянской. На месте дома Тустановской в 70-е-80-е годы ХХ века был выстроен безликий многоэтажный жилой дом.
В мае 1878 года Ванда Тустановская подала в Киевскую городскую управу прошение о разрешении построить в усадьбе на Нижневладимирской улице (Лыбедская часть г. Киева) каменный двухэтажный дом. Автором проекта был ее муж, «художник архитектуры», как он официально именовался, и губернский секретарь, дворянин Петр Григорьевич Тустановский. Он же принял на себя функции авторского надзора за процессом строительства.
Ванда Тустановская приобрела усадьбу по купчим крепостям 1871 и 1876 годов, площадь ее составила 373 квадратных сажени. В то время на ее территории уже существовали деревянный дом на каменном фундаменте и с каменным полуэтажом со двора, деревянные навесы и беседка. Усадьба состояла по линии улицы, причисленной ко второму разряду.
Архитектор Тустановский разработал проект нового дома еще в январе 1877 года. Примечательно, что собственный его дом тоже решен в характерной неоготической творческой манере и напоминает проект дома в усадьбе жены статского советника Ределина, разработанный Тустановским в 1873 году. Правда, в проекте собственного дома архитектора нет жесткой симметричности фасада: главный вход в дом находится сбоку, а план отличает асимметрией. Этот дом нельзя назвать характерным примером киевской неоготики, ведь в его облике сочетаются готические, классические и даже восточные, «мавританские», мотивы.
Семья Тустановских была не только аристократичной, но и обеспеченной. Так, сын Петра Григорьевича и Ванды Осиповны Евгений числился «дворянином из старейшин» и входил в собрание домовладельцев г. Киева, о чем и сообщалось в справочнике «Весь Киев» за 1915 год.