Наверное, у всех в детстве была мечта прокатиться в вагончике фуникулера в кабине водителя. И мы не упустили такой шанс. Звучит сигнал про отправление, шипят двери, машинисты дают друг другу знать, что готовы, после этого – легкий толчок и медленный взлет. На первый взгляд не так уж все сложно, рычагов и датчиков в кабине куда меньше, чем в обычном автобусе. Но внимания и сосредоточенности эта работа требует огромного – если автобус катается сам по себе и может в случае чего затормозить в любом месте – то тут два вагончика связаны между собой, зависят друг от друга и останавливаться должны только на верхней и нижней площадке.


Пассажиры узнают машинистов на улицах


Виды из кабинки открываются, конечно, более полные, чем с пассажирских мест, но машинистам не до них – нужно следить за движением. Да и наблюдать каждый день десятки раз за смену одно и тоже уже не очень интересно, хотя киевские панорамы окончательно надоесть просто не могут.


– Я работаю здесь с 1973 года, никогда не думала, что попаду сюда, а как устроилась, никогда не жалела, что сделала такой выбор. За 35 лет работы практически ничего не изменилось. По будним дням киевляне добираются на работу, по выходным – больше отдыхающих и туристов. Пожалуй, только их одежда меняется и фотоаппараты совершенствуются, – говорит машинист Надежда Мирошниченко.


В работе на фуникулере главное – точность и дисциплина. В часы пик, например, с 7.30 до 9.30 утра, интервал между отправлениями не больше 2–2,5 минуты, счет идет на секунды, вот сотрудники и развивают в себе пунктуальность.


– Коллектив дружный, я тут только 1,5 месяца, а уже свой. Сейчас заменяю главного инженера, – говорит Ильгар Набиев. – Здесь трудятся те, кто по-настоящему любит свое дело – энтузиасты.


Впрочем, энтузиастами у нас можно назвать любых бюджетников, а фуникулер относится к муниципальному транспорту и финансируется из городской казны. Постоянные пассажиры узнают на улицах машинистов, здороваются с ними. А еще фуникулер любят не только киевляне.


– Приехали в Киев немецкие туристы на неделю. Группа поднималась с Почтовой площади на Михайловскую, – вспоминает Лилия Трубецкая. – Но немцы, первый раз увидев такое транспортное средство, отказались идти дальше по маршруту и катались аж два часа вниз-вверх. Впрочем, тогда еще вид с фуникулера был идеальным – не испорченным новостройками.


На что у кого есть деньги


Фуникулер, открытый в 1905 году, за все время реконструировали трижды. В 1928 году его линия была продолжена на 38 метров, до Почтовой площади. Через 30 лет заменили изношенные рельсы и шпалы, изготовили новые вагоны, а в 1984-ом расширили машинный зал и полностью изменили архитектуру нижней станции.


В нынешнее время подъемник периодически закрывают на ремонт. В такие моменты понимаешь, что это не просто киевская изюминка и развлечение для туристов: без этих вагончиков Киеву не обойтись. Тысячи людей утром и вечером пользуются им по пути на работу или домой.


– Ежегодно у нас проводят плановые ремонты на месяц, по требованию Киевской государственной инспекции котлонадзора и подъемных сооружений, – объяснил начальник фуникулера Николай Окольничий. – Это связано с тем, что мы – предприятие повышенной опасности. В 2007 году ремонт запланирован на сентябрь.


В последнее время в КГГА неоднократно поднимался вопрос о проведении капитального ремонта. По предварительным расчетам, он обойдется городскому бюджету в 500 тысяч гривен. Только пока им и не пахнет. Зато “пахнет” обвалом склона и большими деньгами: слева и справа от фуникулера кипит строительство гостинично-офисных комплексов. Проектированием обоих объектов занимается архитектурное бюро “Смирнов и К”, заказчиком выступает компания “Эпоха-К”. Конечно, старинному сооружению и склонам, на которых оно размещено, это только во вред, да и на Подол сверху уже не полюбуешься.






Впервые идея создания фуникулера возникла в 1825 году, а реализована в 1854 году в Италии (Генуя) и вскоре в Австрии (Зоммеринг). Наиболее часто их строили в гористых странах и курортных центрах. В мире насчитывается около 400 фуникулеров (из них 63 – в США, 62 – в Швейцарии). На территории бывшего СССР 9 фуникулеров: в Киеве, Тбилиси, Сочи (2 шт.), Каунасе (2 шт.), Владивостоке, Баку и Боржоми. Старейшие – киевский и тбилисский, остальные пущены после 1917 года.







“Скоро фуникулера будет даже не видно” Михаил Дегтярев, искусствовед, член Союза художников Украины:


– Склоны Владимирской горки входят в охранную зону заповедника “Древний Киев”, застройка там категорически запрещена. Если и планируют возвести какое-то здание, то обязательно должен проводиться конкурс, а вопрос – решаться в Верховной Раде. Поэтому постройка гостиницы в этом месте незаконна. Мы протестовали, устраивали пикеты в апреле 2005 года. Сперва застройщики сказали, что построят 3-этажное здание – а в итоге оно выше церкви! Раньше туристы специально стремились прокатиться на фуникулере – чтобы увидеть Подол, но из-за этого “сундука” ничего не видно. Да и фуникулер пострадал от застройщиков – склоны оседают, и вскоре мы можем лишиться этого чуда истории и техники.






Мысль о строительстве наклонного механического подъема с канатной тягой была предложена еще в 1883 году обществом Киевской городской железной дороги. Автором предложения стал инженер Артур Абрагамсон. На мысль о фуникулере его натолкнуло обучение в Швейцарии, где он видел множество канатных подъемников. В 1902 году городская управа поручила инженеру Николаю Пятницкому разработать путевые конструкции, а архитектору Александру Барышникову спроектировать станционные павильоны.


Виадук Михайловского подъема (как тогда назывался фуникулер), состоящий из пяти пролетов параболических арок, сооружали из неизвестного до того в Киеве материала – железобетона. Каждый из двух вагонов вмещал по 65 человек и имел две открытых площадки и три закрытых купе с сиденьями.


“Это чудо современной техники. Верхняя станция как будто висит в воздухе. Она кажется игрушечной беседкой, воплощением причудливого замысла волшебника… Путешествие совершается скоро, без заметной затраты человеческих сил и не утомительно для пассажиров” – пел дифирамбы “Иллюстрированный путеводитель по Киеву” 1912 года.


Открытие “Михайловского подъема” состоялось 7 мая 1905 года. В первые дни публика буквально осаждала новый вид транспорта. Судя по показаниям специальных счетчиков, установленных у входа на посадочную площадку, только 8 мая 1905 года услугами подъема воспользовались 22 тысячи человек.