“Был на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий, — писал Булгаков в “Белой гвардии”. — На продолговатой вывеске был очень хорошо изображен турок в феске, курящий кальян. Ноги у турка были в мягких желтых туфлях с задранными носами”. Магазин табачного “короля” Когена действительно размещался в угловом доме Пастеля, построенном в начале 70-х годов ХIХ века в стиле рококо пышным лепным декором, экзотическими башнями и классической колоннадой на фасадах.

Дом считался самым красивым на Крещатике. Поэтому новым хозяевам здания (N25), расположенного на противоположном углу, пришлось немало потрудиться, чтобы “уравновесить” оба архитектурных сооружения. Страховое общество “Россия” выкупило у домовладельца Штифлера его невзрачный, но довольно длинный особняк за фантастическую сумму — полтора миллиона рублей — превратило дом во “второй Париж”, задекорировав фасады всеми возможными элементами ренессанса. На первом этаже банкиры открыли кинотеатр “Экспресс”.

Следующий дом (N27) поражал формами венского модерна (его приобрел Пастель у купца Богадища), за ним следовали доходные дома в стиле “купеческой архитектуры” Дегтерева, Биска, Линниченко, мадам Клуг, Калифа и других именитых домовладельцев. Но главным ориентиром в этом ряду, безусловно, являлся отель “Националь” (арх. Николаев), который замыкал нечетную сторону улицы. Зодчему удалось путем застройки по углам массивных башен с жилыми помещениями превратить обычный 3-этажный дом в импозантный замок с номерами для приезжих.

Любопытно, что на этом самом месте до 1876 года стояла гостиница, принадлежащая Беретти, в которой останавливался Шевченко. Вот как об этом вспоминал сам поэт: “Квартира у меня была в Киеве, как раз напротив института, не на Крещатике, а на горе. Я предложил ее Софье Самойловне, а сам поселился на время в трактире, не на водах, а на Крещатике, в доме архитектора Беретти”. “Националь” простоял до осени 1941 года, а вот задворки рядом стоящего здания сохранились до наших дней (это два флигеля на Крещатике, 27).

Еще один “привет из прошлого” имеем и на Крещатике, 15. Этот комплекс называли Большим пассажем, в отличие от Малого (или Старого), расположенного на противоположной стороне улицы, Торговый центр в стиле неоклассицизма был построен в 1914 году по проекту архитектора Андреева и напоминал больше музей каменных барельефов на мифологические темы. Линия растительного орнамента объединяла в единое целое изображения сказочных животных и птиц. По углам надвратных арок и на стенах — жезл Меркурия (древний символ торговли). Далее шли сюжеты. На одном барельефе группа детей потчует плодами льва, а на другом зафиксирован процесс виноделия: гроздь винограда в руках малышей постепенно превращается в напиток, который переливается из горшка в чашку, а затем попадает в пасть львицы.

Интересны барельефы, размещенные на уровне бельэтажа. Поет, вдохновленный музой Элато в виде обнаженной женщины, пытается прикоснуться к ней, чтобы достигнуть совершенства. Прометей несет огонь людям. Бог морей Посейдон с трезубцем ласкает свою супругу Амфитриду…

А жизнь на Крещатике продолжалась. “Негр в фешенебельном магазине Альшванга, — вспоминал Николай Ушаков, — как и прежде, распахивает дверь перед покупателями”. (“Повесть быстротекущих лет”). Не этого ли чернокожего “подсмотрел” Александр Вертинский и воплотил в своем знаменитом шлягере “Лиловый негр вам подает манто”? В августе 1918 года певец дал три концерта в Интимном театре (Крещатик, 43), на что “Киевские новости” отреагировали следующей репликой: “Однообразные, скучные, банальные мотивчики, слова пошлые, приторные, голос слабый…” Удивительно, но в августе того же года и на сцене того же театра выступил еще один молодой артист — Леня Вейсбейн. Он имитировал известных тогда рассказчиков. Думали ли придирчивые местные критики, что популяризатор словесного жанра войдет когда-либо в историю отечественной культуры? Ведь скромным киевским гастролером был Леонид Осипович Утесов, легенда советской эстрады и кино.