Местные племена имели довольно высокий уровень ремесленно-гончарного производства и торговали с Римом. А ювелирные изделия антов пользовались популярностью далеко за пределами Приднепровья, что подтверждает автор «Слова о полку Игореве»: «Готские красные девы запели на берегу синего моря, звеня русским золотом, поют они время Бусово…»

Кстати, в долине летописной реки до сих пор существуют Бусово поле, гора Бусовица и полувысохшая речка Бусловка. Последний топоним, видимо, ассимилировался — на лето сюда прилетали буслы (аисты).

О Батыевой горе такого не скажешь. Почему шатер хана должен был стоять именно на этой возвышенности, в то время, как город был блокирован плотным кольцом завоевателей? С Печерского плато, например, обозрение лучше.

В древних документах, включая и киевские летописи, топоним «Батыева гора» в окрестностях города отсутствует. Нет его в текстах былин и народных дум. Некоторые историки ХIХ столетия упоминают о могилах чужеземцев. В частности, о Тугорхановой: «Привезши в Киев труп Тугорхана, своего тестя, Святополк похоронил его на Берестове». А в «Описании Киева» Закревского находим такую фразу: «Батыева могила. Куча курганов за Лыбедью, близ Васильковской дороги, носит название Батыевых». Скорее всего, автор и говорит о возвышенности, которая сегодня называется Батыевой горой, а во время татаро-монгольского нашествия служила местом захоронения воинов противника. Но почему-то на планах Киева 2-й половины ХIХ века эти места указаны как «Батыева гора» и «Батыева могила» с ударением на первом слоге.

Что это: опечатка или каприз топографа? Вероятно, происхождение наименования таится во «временах Бусовых». Мы неоднократно сталкивались с однозвучными названиями, имеющими разные значения. Древнеславянское имя Бат возникло не на пустом месте — тот же Батый на тюркских наречиях именовался как «храбрец», «богатырь», «силач». Да и в европейских странах служил основой военной терминологии («batalle» в переводе с французского — битва.)

Возможно, киевский Бат был храбрым воином. Как и Кий, он мог участвовать в завоевательных походах. И если на Дунае в честь полянского князя образовался город Киевец, то по ту сторону Ла-Манша, в Англии, есть город Бат.

Однако хватит домысливать «подвиги» гипотетического героя. Отметим лишь, что праславянское имя Бат дошло к нам в просторечии как «батя», что означало «старейшина рода», «глава племени» или «родитель» (отсюда — украинское «батько» и русское «батюшка»). Не исключается, что и слово «брат» — производное от «бат».

В любом случае «гора Бата» или «Батыева гора» могли присутствовать в топонимике дохристианского Киева. В народных преданиях они продолжали жить до событий 1240 года — после разорения стольного града «связь времен» была нарушена. Однако о Бате легенды ходили еще в средине ХIХ века. Иначе как объяснить ударения, проставленные в топографических изданиях?