Местные племена имели довольно высокий уровень ремесленно-гончарного производства и торговали с Римом. А ювелирные изделия антов пользовались популярностью далеко за пределами Приднепровья, что подтверждает автор “Слова о полку Игореве”: “Готские красные девы запели на берегу синего моря, звеня русским золотом, поют они время Бусово…”

Кстати, в долине летописной реки до сих пор существуют Бусово поле, гора Бусовица и полувысохшая речка Бусловка. Последний топоним, видимо, ассимилировался — на лето сюда прилетали буслы (аисты).

О Батыевой горе такого не скажешь. Почему шатер хана должен был стоять именно на этой возвышенности, в то время, как город был блокирован плотным кольцом завоевателей? С Печерского плато, например, обозрение лучше.

Экскурсія на цю тему

"Здесь бродит память прошлых лет..."

Тривалість: 2 години 30 хвилин
Індивідуально від

2500 грн

В древних документах, включая и киевские летописи, топоним “Батыева гора” в окрестностях города отсутствует. Нет его в текстах былин и народных дум. Некоторые историки ХIХ столетия упоминают о могилах чужеземцев. В частности, о Тугорхановой: “Привезши в Киев труп Тугорхана, своего тестя, Святополк похоронил его на Берестове”. А в “Описании Киева” Закревского находим такую фразу: “Батыева могила. Куча курганов за Лыбедью, близ Васильковской дороги, носит название Батыевых”. Скорее всего, автор и говорит о возвышенности, которая сегодня называется Батыевой горой, а во время татаро-монгольского нашествия служила местом захоронения воинов противника. Но почему-то на планах Киева 2-й половины ХIХ века эти места указаны как “Батыева гора” и “Батыева могила” с ударением на первом слоге.

Что это: опечатка или каприз топографа? Вероятно, происхождение наименования таится во “временах Бусовых”. Мы неоднократно сталкивались с однозвучными названиями, имеющими разные значения. Древнеславянское имя Бат возникло не на пустом месте — тот же Батый на тюркских наречиях именовался как “храбрец”, “богатырь”, “силач”. Да и в европейских странах служил основой военной терминологии (“batalle” в переводе с французского — битва.)

Возможно, киевский Бат был храбрым воином. Как и Кий, он мог участвовать в завоевательных походах. И если на Дунае в честь полянского князя образовался город Киевец, то по ту сторону Ла-Манша, в Англии, есть город Бат.

Однако хватит домысливать “подвиги” гипотетического героя. Отметим лишь, что праславянское имя Бат дошло к нам в просторечии как “батя”, что означало “старейшина рода”, “глава племени” или “родитель” (отсюда — украинское “батько” и русское “батюшка”). Не исключается, что и слово “брат” — производное от “бат”.

В любом случае “гора Бата” или “Батыева гора” могли присутствовать в топонимике дохристианского Киева. В народных преданиях они продолжали жить до событий 1240 года — после разорения стольного града “связь времен” была нарушена. Однако о Бате легенды ходили еще в средине ХIХ века. Иначе как объяснить ударения, проставленные в топографических изданиях?