А обязан этим Киев, в первую очередь, двум увлеченным и бескорыстным коллекционерам – супругам Богдану и Варваре Ханенко. Еще в молодые годы в Петербурге Богдан Ханенко увлекся коллекционированием предметов искусства. Богдан Иванович и Варвара Николаевна свои картины располагали в красивом особняке, который был выстроен в 1880-е годы.
Сегодня мы можем войти в музей и полюбоваться необычайно интересной экспозицией. Есть в ней такие жемчужины, о которых мечтал бы любой музей мира.
Скажем, в разделе итальянского Возрождения есть прекрасная, поэтичная «Мадонна с Младенцем» Пьетро Перуджино, – как известно, этот живописец из Умбрии был учителем гениального Рафаэля. Здесь же – другая «Мадонна», более сдержанная и строгая, интенсивные цвета «звучат» на полотне, как музыкальные аккорды. Это – работа Джованни Беллини, одного из основателей блистательной венецианской школы эпохи Ренессанса.
Но, быть может, самая знаменитая из картин киевского собрания – «Инфанта Маргарита» неподражаемого Диего Веласкеса. Ханенко посчастливилось купить ее в Берлине на распродаже одной крупной коллекции. Небольшое полотно (очевидно, этюд к более крупному парадному портрету, хранящемуся в испанском музее «Прадо») изображает чахнущую при испанском дворе девочку – дочь короля Филиппа IV. Пшеничного цвета волосы, золотая лента на груди, красные украшения в прическе и на платье оттеняют нежную, почти светящуюся кожу ребенка. Девочка спокойна, поза царственная и повелительная. И только в глазах, детских и наивных, проступают те черты, которые так любил Веласкес, – озорство и доверчивость, доброта и пытливость. А еще – неподдельная любовь к тому, кто ее рисовал и с кем она, видимо, дружила. Художник действительно по-отечески относился к девочке и без устали ее рисовал.
Там же, в отделе испанского искусства, имеется прекрасно выполненный «Натюрморт с мельницей для шоколада» работы художника Сурбарана. С картиной связана известная легенда. Говорят, что она попала в коллекцию Ханенко благодаря счастливому случаю: один московский коннозаводчик сбыл ему валявшиеся на чердаке старые картины, в которых он ничего не понимал. Он даже не хотел смотреть, что находится среди них, и настаивал, чтобы коллекционер забрал весь «хлам» оптом. И там Богдан Иванович обнаружил эту жемчужину…
Высоко ценя коллекции огромных полотен знаменитого фламандца Питера-Пауля Рубенса, собранные в Антверпене, Брюсселе, Дрездене, Петербурге, мы все же гордимся его маленьким эскизом «Бог реки Шельды, Кибела и богиня Антверпена» – свидетельством неосуществленного замысла написать символическую картину на тему единения жителей Нидерландов.
А это произведение совсем не похоже на другие. Оно как будто подсвечено огнем сражения. Француз Жак-Луи Давид изобразил генерала Революции – Лазаря Гоша. На эфесе его шпаги начертан красноречивый девиз: «Победить или умереть».
…Долгое время наш музей носил невыразительное название – «западного и восточного искусства». Когда-то это был Музей искусств имени Б. и В. Ханенко, потом советские органы сняли с вывески имена меценатов «ввиду отсутствия за Ханенко революционных заслуг». В наши дни историческая правда восстановлена. Имена славных подвижников снова увековечены в названии созданного ими музея.