Я имею в виду деревянные мосты через Днепр,сооруженные во время войны,под обстрелом и бомбежками и обеспечившие успех боевых действий и восстановление разрушеннго  войной хозяйства Киева и Украины. В 1953 году ввели в строй знаменитый мост из цельносварных конструкций по проекту Академика Патона и находившийся рядом старый деревянный мост,построенный в годы войны,  стал ненужен.В КАДИ тогда преподавал один из  легендарных военных строителей,участвовавших в постройке этого моста.Этим преподавателем был профессор  Дмитрий Аристархович Руденко, во время строительства деревянного военного моста, инженер-капитан 4-го военно-дорожного управления 1-го Украинского фронта. Военных автомобильных киевских мостов было два.Один был построен сразу же,как только наши войска ворвались в Киев.Это был так называемый низководный мост,то-есть мост почти на уровне воды,с коротенькими пролетами длиной до 6м,чтобы их можно было оперативно перекрыть деревянными балками.Его назначение было- обеспечить пропуск автомашин,танков и артиллерии, и простоять он должен был максимум  до весны,до разрушительного ледохода и паводка. В первых числах ноября 1943 года, как только наши воиска вышли на высокий киевский правый берег Днепра,сразу же военные мостостроители приступили к наведению низководного автодорожного  моста.Постройку вели сразу с двух берегов,днем и ночью. Строительство с левого берега  возглавил инженер-майор М. Г. Басс. Главным инженером у него был инженер-капитан Д. А. Руденко,наш будущий преподаватель. Правым берегом командовали подполковник С. М. Коган с главным инженером И. А. Хазаном. Отброшенный от Киева враг,подтянул подкрепления и пытался перейти в контрнаступление. От готовности киевского моста зависело обеспечение фронта танками,артиллерией и боеприпасами.При длине более километра, мост был построен всего за одну неделю(!),невзирая на бомбы,которые сбрасывали немецкие самолеты пытаясь разрушить переправу.Но он был только временным решением и требовалось незамедлительно приступать к строительству высоководного моста,способного выстоять в период весеннего ледохода и паводка и имеющего судоходные пролеты.С инициативой немедленного строительства моста выступил командующий 1-м Украинским фронтом Н.Ф.Ватутин.На все строительство Верховное Главнокомандование отпустило строителям не более 3-х месяцев.Для осуществления строительства моста длиною более 1.5 км требовались десятки тысяч кубометров леса,сотни тонн металла и тысячи людей.Осуществить строительство в такие сжатые сроки помогли наработанный опыт мостостроителей 4-го военно-дорожного управления  ,успевших к этому времени построить десятки мостов через крупные реки в России,и новаторские инженерные решения.Мост был построен с применением при строительстве, так называемых дощато-гвоздевых ферм.Не помню кто впервые применил в мировой практике такой способ изготовления мостовых ферм,да и не это главное.А главное  то,что массовое использование этого метода нашими военными мостостроителями во время войны, позволило максимально использовать все преимущества и выгоды этих конструкций.Не буду глубоко вдаваться в технические подробности,которые я уже и сам подзабыл,отмечу только основное.Мостовая ферма изготовлялась не из бревен как это было общепринято в мирное время,а из рядов досок прибитых гвоздями наискосок друг к другу,образуя щиты-пакеты.Преимуществами таких дощато-гвоздевых ферм были:


-возможность изготовления их заранее индустриальным методом;


-в дело шли практически любые доски от распиловки бревен широкого сортамента;


-фермы получались значительно длиннее,чем аналогичные бревенчатые;


-они были более надежные и менее сложные,чем другие мостовые конструкции.


Это была,фактически, огромная и прочная составная балка-щит,простая и удобная для транспортировки и установки на опоры. Вот благодаря такому военному «Ноу-Хау» и удалось построить за три зимних месяца(!) полуторакилометровый мост,который потом простоял 10 лет(!),бесперебойно обслуживая автоперевозки  через Днепр у Киева.Такими дощато-гвоздевыми фермами,длиной по 27 метров каждая,перекрыли 43 мостовых пролета.Они,конечно, не годились для перекрытия судоходных пролетов.Но строителей выручили обнаруженные под Киевом три металлические фермы, длинной по 87 метров каждая,подготовленные перед войной для строительства моста,который так и не начали строить.Вот этими фермами и перекрыли фарватер реки. Начальником строительства моста был  полковник С.М.Коган, главным инженером —подполковник И.А.Хазан.Военные строители преодолели огромные трудности при строительстве моста.Строить опоры моста пришлось в ледяной воде,в условиях суровой зимы.Нехватку строительных материалов приходилось компенсировать выдумкой и изобретательностью.


Так,например,при нехватке сверл,для сверления отверстий под скрепляющие фермы болты,приходилось прожигать отверстия раскаленными прутками.Но мост был сдан в срок – 14 марта 1944 года и принят с отличным качеством.


И вот, 10 лет спустя, мы его разбирали за ненадобностью,а один из его создателей, наш руководитель Дмитрий Аристархович Руденко,передавал нам опыт,как нужно строить мосты в военных условиях.Слава богу,что нашему и последующим поколениям, этот военный опыт использовать  не пришлось.


Эхо минувшей недавно войны отдавалось еще долго во многих аспектах послевоенной мирной жизни.Половина мужского населения страны-были бывшие боевые офицеры и солдаты.А мне довелось познакомиться в Киеве с человеком носившим во время войны и после ее окончания маршальские погоны.Дело было так-после окончания войны,маршал инженерных войск Михаил Петрович Воробьев,за какие-то провиности, попал в опалу  и был сослан в  Киевский Военный Округ.По званию маршал был старше всех офицеров округа и даже самого командующего,но вынужден был работать в генеральской должности. На расшитых золотом  погонах у него были огромные звездыы,раза в четыре крупнее генеральских,что приводило в шоковое состояние встречных солдат и офицеров,когда он выходил на улицу в своей маршальской форме.


Его фамилия была знакома многим студентам,так как на  Боевом Уставе инженерных воиск Вооруженых Сил СССР,который мы изучали,стояла его утверждающая подпись Маршал был вдовцом и еще не старым человеком.Он познакомился с симпатичной девушкой работавшей в Штабе КВО.Эта девушка была сестрой моего знакомого.У нее сложились с маршалом серьезные отношения и они  поженились. Маршалу предоставили квартиру на Крещатике в доме напротив ул.Ленина,которая состояла из двух сблокированных вместе квартир У них родился сынок и все было бы хорошо,если бы картину семейного счастья не омрачал беспутный младший брат жены.Парень он был способный,даже талантливый.Имел склонность к литературному творчеству и писал неплохие стихи.Но был у него недостаток-тяга к спиртному.Попросту говоря,он периодически запивал.За это его выгнали из университета и  увольняли со всех работ,на которые он устраивался. Благодаря знакомству с Владиком(так звали нашего приятеля) и его сестрой,мы оказались вхожи в дом маршала.Маршал был очень эрудированным,высокообразованным и интеллигентным человеком.Он не чуждался нашей студенческой компании и рассказывал много интересных историй из своей обширной инженерной практики и военного опыта.Владика он пытался наставить на путь истинный,но все его старания пропадали впустую.Он обещал ему любую материальную поддержку,если тот продолжит учебу в ВУЗе.У маршала в гараже стояла шикарная,  новая, трофейная немецкая машина Мерседес- Бенц кабриолет и маршал обещал ее отдать Владику ,когда тот снова начнет заниматься.Все напрасно.Кроме тяги к спиртному у Владика был еще какой то особый комплекс тяги к приключениям и авантюрам.Например, он пошел на вокзал провожать нас,когда мы уезжали на практику и вдруг решил,чтобы с нами не расставаться,тоже сесть в поезд и уехать не предупредив никого,ни дома,ни на работе.В Ростове,где мы находились какое то время,он немедленно пропил все свои наличные деньги ,а заодно и наши.На остатки денег он заказал телефонный разговор с сестрой и попросил прислать ему денег.Сестра,обеспокоенная его внезапным исчезновением,взволнованно закричала в трубку,услышав его голос:


–Владик,Владик.где ты?Куда ты пропал?


–Здесь я,.-заплетающимся языком отвечал Владик,-в Ростове.


–Что ты там делаешь,Владик?-изумилась сестра.


–Я здесь голодаю,-отвечал Владик,-пришли мне денег.


Закончил он свой жизненный путь  трагически,что и можно было предсказать заранее.Но случилось это уже не в Киеве,а в Москве,куда маршал с семьей вернулся вскоре,на должность Главного Квартирмейстера Вооруженных Сил СССР.


Были у нас в институте и занятия напрямую связанные с военным делом.У нас была военная кафедра,где мы изучали строительство и эксплуатацию военных дорог.Для лучшего ознакомления с армейской жизнью,нас отправляли летом в военные лагеря.На такие первые наши военные сборы мы поехали в так называемые Ржищевские лагеря.Они находились на левом берегу Днепра,напротив поселка городского типа Ржищева.Местные ржищевские жители рассказывали,что место это использовалось для военных лагерей еще в дореволюционный период.Кроме того там испытывались новые орудия, изготовленные на киевских заводах.


Наш курс придали знаменитой пехотной,много раз орденоносной и краснознаменной,прославленной дивизии им.Героя Советского Союза Александра Матросова.Герой Отечественной Войны Матросов,служил в этой дивизии и совершил воинский подвиг,закрыв своей грудью амбразуру вражеского ДОТа.За этот подвиг он был навечно зачислен в ряды воинов дивизии.Каждое утро,дивизия выстраивалась на плацу и производилась перекличка.Когда называлась фамилия Матросова,вперед выступал командир отделения и докладывал,что рядовой Матросов погиб защищая Родину.Для дивизии был написан специальный гимн,в котором были такие слова:


–Матросов,наш однополчанин,прославил Родину свою.


   Матросова,великий Сталин,оставил навечно в строю.


Дисциплина в дивизии была необычайно суровая.Командиры зоркими глазами проверяли,чтобы углы подушек в палатках(а края палаток подворачивались после подъема наверх)находились строго на одной линии.И горе дневальному,если один уголок отклонялся на пару сантиметров в сторону.Командирами взводов были офицеры,помкомвзводами-сержанты-сверхсрочники.Некоторые из них еще захватили войну.Службу исполняли ревностно и гоняли нас на многокилометровые ночные марш-броски в противогазах,заставляли отрывать окопы полного профиля,ходить в атаки на эти же наши окопы и много чего другого из военной премудрости.Но основным занятием была строевая подготовка.Часами  мы взбивали пыль на плацу,маршируя под лихие строевые песни.Нас заставляли отрабатывать парадный строевой шаг,с вытягиванием носка сапога,с поднятием руки на уровень груди,так вроде бы мы не сегодня-завтра ддолжны были принимать участие в параде на Красной площади в Москве.Наш взводный любил повторять нам нам:


–Вы у меня за 3 месяца пройдете полный курс,который солдат проходит за 3 года службы.


Было у него любимое развлечение-построить нас вдоль ограды скотомогильника,куда сливали кровь и выбрасывали отходы дивизионной бойни,и на солнцепеке читать нам лекции.Солнце палило нещадно,вонь была невероятная,а наш отец-командир прохаживаясь в отдалении,излагал Боевой Устав Пехоты,зорко следя,чтобы никто не отклонялся от стойки по команде “смирно “.Только после нескольких случаев.когда студенты послабее падали в обморок от тепловых ударов и вони, после чего их пришлось отправлять в лазарет,он отменил это развлечение.Жаловаться было нельзя.Нас предупредили,что за жалобы,равно как и за грубые нарушения воинской дисциплины,будут выгонять из института.И это была не пустая угроза.Действительно по окончании этих лагерных сборов мы не досчитались нескольких человек.За всякие же мелкие провиности нас наказывали по той же системе,что и солдат срочной службы.Давали наряды вне очереди,сажали в карцер. или гоняли на плацу.Обычно провинившихся выводили на плац и следовала команда:


–бегом,по пластунски,бегом,ползком,бегом –и так пока наказуемые не валились на землю в полном изнеможении.


Однажды,во время ночных учений,командир нашей роты,по ошибке,завел нас в расположение танкодрома,где как раз в то же время происходили ночные танковые учения.


В полнейшей темноте мы оказались на пути танкового соединения,


отрабатывавшего ночью ,какие-то свои тактические задачи.Со страшным гулом и грохотом,лязгая гусеницами и ревя моторами,на нас надвигалась невидимая в темноте танковая лавина.Наш лейтенант,перепуганный досмерти,взобрался на какой то бугорок и пытался подавать танкам сигналы, неистово и безрезультатно размахивая фонариком.Если бы мы понимали в какую сторону следует бежать,мы бы бросились наутек.Но страшный рев танковых двигателей и грохот гусениц несся на нас со всех сторон в полнейшем мраке и земля дрожала под нашими ногами.Все наши три взвода столпились около пригорка на котором плясал с фонариком наш ротный и в оцепенении ждали развязки.Когда уже казалось,что эта железная лавина вот-вот проутюжит нас,вдруг вспыхнул яркий свет прожектора осветивший пригорок.Перед нами,буквально в нескольких метрах остановился танк,из люка появилась голова,которая с помощью неформальных выражений несколько минут объясняла нашему командиру,что она думает об идиотах и недоумках ,которые шляются по ночам в зоне учений.Мы были счастливы вдвойне.Во первых тем,что нас заметили и не проутюжили гусеницами,а во вторых тем, что неизвестный нам танкист высыпал на голову нашего командира столько изощренных матюков,что их хватило бы на всю нашу пехотную дивизию.Недавно я обнаружил в интернете книгу известного киевского писателя Александра Каневского «Смейся, паяц». Он тоже учился в КАДИ на один курс младше меня и тоже проходил аналогичные военные сборы.В книге он описал свои воспоминания о об этих сборах со многими  подробностями .Советую почитать.Книга вообще очень интересная,особенно для киевлян.


Когда мы, через год, попали на очередные военные сборы,это уже было совсем другое дело.Мы не попали,на этот раз, в строевую пехотную часть,где основным занятием были-строевая подготовка на плацу типа ать-два(отрабатывалось мастерство маршировки строем),рытье окопов,ночные и дневные многокилометровые марш-броски и прочая пехотная муштра.На этот раз мы попали в инженерную часть,задачей которой было наводить понтонные переправы,строить небольшие деревянные мосты,прокладывать военные дороги.Это была как раз та специальность,к которой нас готовили на случай военных действий, и мы занимались именно этим на вторых сборах.Возможно без излишнего энтузиазма,но и без того отвращения,которое внушали  нам бессмысленные маршировки строем,во время сборов предыдущих.Не имея практического опыта,задача обтесать с помощью топоров бревна и построить из них мост или причал,тоже была не из легких,но мы зато понимали что и для чего мы делаем.


Мой военный опыт,а мне приходилось бывать много раз на военных сборах и после окончания института,позволяет мне иметь свое мнение по поводу того как лучше организовать прохождение военной службы в странах постсоветского пространства,где повсеместно еще практикуется обязательный призыв в армию.Несомненно контрактная система имеет преимущества,перед всеми остальными системами.Но и система призыва может быть избавлена от имеющихся сегодня недостатков.Реорганизация армии и полное оснащение ее современными военно- техническими средствами будет неразрывно связанна со службой в ней не «пушечного мяса»,а военных специалистов.Солдат будут учить осваивать новые виды вооружений с использованием новейших достижений электронной и компютерной техники,а не маршировать строем,чистить сапоги начальству или сооружать дачи генералам.Тогда в современной армии не будет места и времени для дедовщины,пьянства и преступлений.Впрочем,это моя личная точка зрения и генералы вряд ли с ней согласятся.Кто же тогда будет строить им дачи?