Товарные поезда должны были миновать улицы Толстого, Коминтерна, Павловскую, Речную и, делая крутой поворот на месте бывшего Лукьяновского трамвайного парка (который, к слову, планировали перенести на Сырец), «нырять» под улицу Мельникова – в 100-метровый тоннель! Небольшая живописная линия по Кмитовому яру – и второй, уже 120-метровый, тоннель под Татаркой, а дальше – к гавани над улицами Фрунзе и Межигорской. А поскольку линия шла по застроенным районам, планировалось и пассажирское движение с 20 остановками – в помощь трамваю. Весьма похоже на берлинский С-бан – городскую электричку по-немецки, которой уже почти столетие. А Киев в ХХI веке все экспериментирует с двумя станциями «Петровка» и «Троещина»…

 

Как улице Артема хотели дать «дублера»

Нынешняя улица Артема в часы пик превращается в одну сплошную пробку, а решения проблемы и не видно. Хотя связью Лукьяновки с центром архитекторы обеспокоились еще в 1930-х годах: тогда был разработан проект дороги-дублера улицы Артема. Начинаясь на Львовской площади, новая магистраль должна была пройти по задворкам домов над самыми обрывами и усадьбе Покровского монастыря, пересекать улицу Глубочицкую ажурным мостом и выходить напрямую на улицу Мельникова, фактически минуя площадь. Автоаллеей называли свое детище архитекторы, расхваливая виды на Подол и Заднепровье с новой дороги и приглашая автомобилистов, нет, не в пробки – на прогулки!

 

А в центр площади – высотку в стиле ампир

Саму площадь архитекторы предлагали расширить за счет сноса домов, сохранив только 3–4-этажные здания, и объединить фактически череду перекрестков в единую транспортную схему. Сейчас на символ Лукьяновки может претендовать разве что бывший клуб трамвайщиков, а в 1930-е годы, когда архитектура должна была подчеркивать могущество государства, без доминант площадь просто нельзя было представить. Высотное с двумя симметричными фасадами 16-этажное здание посреди площади, между улицами Кравченко и Глубочицкой, – новый дворец культуры должен был стать центром общественной жизни Лукьяновки и окрестных районов. А ведь могло быть самое высокое здание Киева…