В годы фашистской оккупации из Киева вывезли большинство произведений искусства — гордость столичных музеев. И только каждый пятый шедевр впоследствии вернулся в Украину.


Редакция “Сегодня” получила в свое распоряжение переводы с оригиналов ранее не публиковавшихся документов, свидетельствующих, что “культурное ограбление” не было спонтанным: процессом руководили из Берлина со всей присущей немцам педантичностью, помноженной на цинизм расистской идеологии “сверхлюдей” и “недочеловеков”.


“БОЛЬШЕВИКИ ИЗ РЕМБРАНДТА СДЕЛАЛИ ДЕМОКРАТА”


Занимался оценкой и отбором шедевров прикомандированный к айнзацштабу (штаб специального назначения) “Рейхсляйтер Розенберг” искусствовед Дитрих Роскамп. Он был компетентным специалистом, досконально изучил коллекцию всех музеев Киева и понимал, какими непреходящими ценностями они располагают. И приложил немало усилий, чтобы сохранить музеи от полного разграбления и уничтожения, как того требовали многие высокопоставленные гитлеровцы. Но не для нас старался этот фашистский чиновник… Приведенные ниже свидетельства столь убедительны, что делают излишними пространные комментарии.


Именно рейхсляйтер Альфред Розенберг, один из главных идеологов фашизма, во многом определял политику рейха на оккупированных территориях, в том числе и в аспектах культуры. В директиве от 3 октября 1941 г. рейхскомиссару Украины Эриху Коху Розенберг пишет: “Как вам известно, оперативный штаб, действовавший под моим руководством, провел на территории оккупированной Западной Европы и Балканских государств работу по выявлению и сбору культурных ценнностей…”


Итак, механизм “сбора” шедевров отработали еще до оккупации Украины. Вскоре после взятия Киева немцами эмиссар рейхсляйтера Роскамп в секретном донесении скрупулезно перечисляет содержимое фондов здешних музеев. Интересны его наблюдения касательно политизации искусства Советской властью: “Под французскими коврами XVIII столетия надпись: “В блеске золота, добытого ценой разбойничьей эксплуатации крепостных, разлагалась аристократия”. “Инфанта “Мария-Терезия”, одно из прекраснейших полотен Веласкеса, использовалось в качестве свидетельства дегенерации Габсбургов. Из Рембрандта сделали демократа, который не хотел рисовать в угоду вкусам господствующих классов. В музее Западного искусства, где хранятся произведения трех тысячелетий, все завешано лозунгами. В зале, где представлена античность, висит пояснение: “Искусство античного рабовладельческого общества. Греция и Рим XXV–XV века до эры Октябрьской революции… Неужели человек идет в музей для того, чтобы убедиться, что “Дискобол” — это произведение рабовладельческого класса?”


Автор доклада не забыл упомянуть о распродаже музейных ценностей в 1929-м, об уничтожении Михайловского Златоверхого монастыря и других актах вандализма сталинской эпохи, тем самым обосновывая необходимость взять шедевры “под охрану”.


“В КУЛЬТУРНОМ ОТНОШЕНИИ КИЕВ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НИКАКОГО ИНТЕРЕСА”


Из донесения Роскампа от 15.06.1942 г. о переговорах по киевским музеям:


“После основательного осмотра музеев состоялось совещание с заместителем генерал-комиссара фон Бюнау и руководителем управления культуры г-ном Рейнхардом по вопросу о коллекциях музеев. Было заявлено, что ценные художественные полотна выданы напрокат и что их необходимо вернуть или обменять на другие. Когда я узнал, что принято решение очистить музей Западного искусства (дворец Ханенко) и передать здание в распоряжение городского комиссара, я настоятельно советовал отказаться от этого намерения, ведь тогда не останется места для очень ценной украинской коллекции, а занимаемые ею помещения совершенно непригодны для демонстрации собрания западноевропейского искуства. Однако г-н Рейнхард настаивал и хотел во что бы то ни стало передать дворец Ханенко обербургомистру. Он доказывал, что в культурном отношении Киев не представляет для немцев никакого интереса. Кроме того, он якобы где-то слышал суждение, что западноевропейская коллекция не имеет особого значения. В то время как она представляет собой очень большую ценность”.


Из личного дневника:


“В музее Западного искусства появились архитектор Бар и художник Тессин, направленные рейхскомиссаром из Ровно с заданием отобрать из музея картины для его квартиры. Они отобрали из галереи 7 картин, а именно: Г. Йорданса “Кит на морском берегу”, Беерстратена “Итальянская гавань”, Е. ван дер Вельде “Бивуак”, Геременса “Пейзаж”, две картины Балтенса, одной из которых грозит гибель — на ней видны повреждения. Произведение Пауля Брилля и крупноформатный натюрморт Яна Фейта входят в число лучших полотен из имеющихся в музее. Оба посланных господина отобрали еще 17 картин из запасников. Среди них Паламедес, ценная картина XVII века, которую предполагалось выставить в галерее. Были записаны также два испано-мавританских блюда XVI столетия… Хотели даже забрать знаменитого сокола, шедевр египетского художественого литья из бронзы, относящегося к XV столетию до Рождества Христова. Я вел долгие разговоры с этими господами, пытаясь объяснить, что изъятие этих произведений искусства из коллекции значительно снизит ее художественную ценность”.


“Майор фон Альфенслебен отобрал 10 хороших крупногабаритных полотен из запасников музея Западного искусства для украшения приватной квартиры и служебной резиденции начальника войск СС и полиции на юге России обергруппенфюрера Прютцмана. Большого труда стоило воспрепятствовать изъятию картин прямо из выставочных залов”.


“Господин рейхскомиссар лично посетил музеи Восточного и Западного искусства и отобрал 15 хороших произведений из залов и запасников западноевропейской коллекции для своей квартиры и служебных помещений в Ровно. Я присутствовал при этом визите, и господин рейхскомиссар высказался против сохранения и поддержания в порядке музеев в Киеве, исходя из политических мотивов. По его словам, будет неправильно, если мы станем показывать немцам, что еще до мировой войны в России были люди, обладавшие художественным вкусом и создавшие столь значительные собрания произведений искусства. Выдачу напрокат произведений из музея Восточного искусства следует запретить, так как это искусство носит славянский характер и может воздействовать на немцев, как инфекция. Майор СС фон Альфенслебен все же получил разрешение рейхскомиссара (с указанием на то, что русское искусство конца XIX века можно считать европейским) взять еще несколько крупных картин Шишкина для обергруппенфюрера Прютцмана. Эти картины были лучшими в русской коллекции”.


“6.07 музей Западного искусства, а 9.07 — музей Восточного искусства были закрыты по приказу генерал-комиссара “для проведения инвентаризации…” При отходе большевики отобрали шедевры коллекции и увезли. Среди увезенных — полотна Рембрандта, Франца Гальса, Джованни Беллини, Тициана, Боухера, Рубенса и Веласкеса. Но нынешняя коллекция еще и сегодня настолько хороша, что ее можно сравнить с немецким провинциальным музеем. Так как на спасение петербургских и московских музеев рассчитывать не приходится, эта коллекция приобретает тем более важное значение. Кроме картин, есть ценная итальянская мебель и скульптуры XVI века и богатая коллекция итальянского фаянса. В запасниках находится, к тому же, очень большое собрание произведений искусства Передней Азии (Персия, Иран и др.) IX–XVIII веков, представляющее неизмеримую ценность. Достойна упоминания знаменитая французская Мадонна XIV века”.


ИСКУССТВО — “НУР ФЮР ДОЙЧЕ”


Из донесения от 15.06.42 г.: “Следует настоятельно посоветовать не удалять эту очень ценную коллекцию из здания музея, как этого требует поспешно принятое решение, потому что многие ценности погибнут, особенно если учесть здешний климат. Необходимо также потребовать от учреждений гражданской администрации постепенно возвратить взятые во временное пользование ценные произведения искусства, античные скульптуры, фарфор… Взятые из музея Западного искусства картины уже пострадали при транспортировке к учреждениям”.


“Музей посещают многие немецкие военнослужащие, бывающие в Киеве проездом. Впредь он мог бы стать важным культурным заведением для немцев, прибывающих на Восток. И было бы неправильным закрыть коллекцию, показывающую находящимся в России немцам культуру Запада. Поэтому можно рекомендовать или сохранить эти музеи и содержать их в соответствии с условиями военного времени, или, если это необходимо по политическим соображениям, отправить в Германию”.


СУДЬБА МУЗЕЕВ ВИСЕЛА НА ВОЛОСКЕ


Документы убедительно свидетельствуют, что киевским музеям грозило полное разграбление “ценителями” из числа фашистского руководства. Исчезли многие бесценные экспонаты, и лишь по иронии судьбы усилия гитлеровского искусствоведа способствовали тому, что значительная часть шедевров в конечном счете осталась в руках подлинных хозяев. Тем не менее многое было вывезено в “фатерлянд”.


Из письменного заявления оберштурмфюрера СС д-ра Ферстера от 10 ноября 1942 года. (Материалы Нюрнбергского процесса, т. 3, с. 523): “Из киевских музеев украинского искусства, русского искусства, восточного и западного искусства, Центрального музея Шевченко в Берлин отправлено много экспонатов, которые остались там. Среди них — картины, этюды и портреты, написанные Репиным, полотна Верещагина, Федорова, Ге, скульптура Антокольского и другие произведения. Мне также известно, что при штабе Розенберга существуют специальные команды для изъятия музейных и антикварных ценностей в оккупированных странах. Во главе их стоят гражданские компетентные лица. Как только войска занимают какой-нибудь большой город, туда немедленно выезжают начальники этих команд с разными специалистами. Они осматривают музеи, картинные галереи, выставки, культурные и художественные учреждения, выясняют, в каком они находятся состоянии и конфискуют все, что представляет ценность”.


…Только теперешний музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко лишился более 450 полотен, 10 скульптур, свыше 1200 произведений прикладного искусства и более 25000 (!) гравюр. Из вывезенных в Германию шедевров вернулось не более 20%, и то в первые послевоенные годы. И, как свидетельствует недавно прошедшая в Киеве выставка керамики “Повернені з небуття”, многое из возвращенного требует тщательной реставрации. Где остальное — не знает никто.


По официальным версиям, практически все украденные экспонаты погибли в 1945 году при взятии Кеннигсберга. Тем не менее, исследователей, работающих с документами, где идет речь о вывозе из страны таких огромных культурных ценностей, преследуют сомнения, что все это могло так нелепо исчезнуть. Вероятно, кое-что действительно погибло в огне войны, но “просвещенные” мародеры были прекрасно осведомлены, сколько в денежном эквиваленте стоит украденная красота. И уж конечно позаботились о ее сохранении для потомков — своих, разумеется. Потому неудивительно, что периодически всплывает информация, что где-то на каком-то аукционе кем-то и кому-то продана одна из картин, когда-то принадлежавших украинскому музею. И все… Значит, многое лежит в тайниках, дожидаясь своего часа. Документы сохранили имена, названия мест, пути следования. Нужно искать. Прошло несколько лет, как переведены с немецкого цитируемые документы (здесь публикуется лишь незначительная их часть), но к ним так и не прикоснулась рука искусствоведа…