“ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ”-2

Объявление гласило: “В Киев приехал всемирно известный игрок в шахматы Капабланка. По просьбе киевских шахматистов маэстро сыграет с ними ряд партий. Запись в кофейне “Варшавская”, ул. Лютеранская, 1. Там же продаются и билеты”.

“Моцарт шахматной доски”, кубинец Хосе Рауль Капабланка, не шутил. В помещении Коммерческого клуба (ул. Крещатик, 1) были установлены тридцать досок, и столько же отважных любителей этой игры решительно заняли “боевые позиции”. Внешне этот сеанс во многом напоминал знаменитый турнир в Нью-Васюках, где, как вы помните, главным действующим лицом был Остап Бендер. Вспомним строчки бестселлера Ильфа и Петрова:

“Международный васюкинский турнир 1927 года. Приезд Хосе Рауля Капабланки… Из фешенебельной гостиницы вышел чемпион мира Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера. Его окружали дамы. Милиционер, одетый в специальную шахматную форму, вежливо откозырял. Приветственные крики потрясли город… Гроссмейстера встретили рукоплесканиями. Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей. Многие из них был совершенно растеряны и поминутно глядели в шахматные учебники, освежая в памяти сложные варианты, при помощи которых надеялись сдаться гроссмейстеру хотя бы после двадцать второго хода”. (“Двенадцать стульев”)

ИГРАЛИ “ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА”

Во время визита в Киев в 1914 году Капабланка, правда, только мечтал о чемпионском звании, хотя уже успел прославиться как непревзойденный виртуоз. Но в сеансе поначалу он играл без огонька, и у присутствующих сложилось впечатление, что маэстро просто скучно. Однако позже борьба резко обострилась. Так, поединок кубинца против трио сильнейших киевских игроков — Боголюбов, Богатырчук и Эвенсон — проходил с переменным успехом. В какой-то момент “сборная” захватила инициативу. На радостях Боголюбов предложили Хосе Раулю ничью. В ответ Капабланка с улыбкой заметил: “Мое положение не такое уж и плохое”. Но через десять ходов маэстро понял, что надо соглашаться на ничью, и дружелюбно пожал руки трем гигантам шахматной мысли.

Это лишь один эпизод из множества “нестандартных ситуаций”, возникших в ходе увлекательнейшего матча. А в целом утренний сеанс в Коммерческом клубе закончился победой киевлян в пяти партиях, одна была сыграна вничью, остальные проиграны.

Вечером баталии продолжились — уже в Клубе купеческого собрания (нынешней филармонии). Снова — тридцать столиков (как и в романе Ильфа и Петрова), и снова “один за другим любители хватались за волосы и погружались в лихорадочные рассуждения”. На этот раз киевляне выиграли две партии, а три свели вничью.

Признаться, семь побед над великим Капабланкой — достойный исход соревнования. Но этот показатель мог бы быть и выше, если бы киевляне не играли по принципу “лебедь, рак и щука”. Дело в том, что каждый участник сеанса выступал с “группой поддержки”, состоящей из пяти-шести человек. Добровольные советчики и консультанты выдвигали порой диаметрально противоположные идеи, что явно не стыковалось с какой-то определенной, заранее выработанной стратегией. Впрочем, общественность города была вполне удовлетворена исходом поединка, а победителей вообще чествовали, как героев.

ДЕСЯТЬЮ ГОДАМИ РАНЬШЕ

…”Не угодно ли, господа, пожаловать в “Варшавское кафе”! Здесь вы всегда сможете вкусно пообедать и интеллектуально отдохнуть. К вашим услугам свежие газеты и журналы. А если вы еще и любитель шахмат, то вас ожидает необычайно приятный сюрприз!”

Сюрприз заключался в том, что в одной из комнат гостеприимного заведения вы могли “случайно обнаружить гроссмейстерские часы и ряд импозантных шахматных столиков с выставленными на них фигурами. Именно здесь постоянно собирались члены Киевского шахматного общества, созданного в 1901 году. Одним из самых активных “фанов” древней игры был Михаил Старицкий, известный украинский драматург. В те годы его имя можно было часто встретить не только на театральных афишах и обложках книг, но и на страницах такого специфического издания, как “Шахматное обозрение”. В 1903 году журнал опубликовал подробный анализ двух интереснейших партий, в которых Старицкий бросил вызов сильному киевскому шахматисту Юревичу. Первая партия закончилась вничью, вторую выиграл писатель.

ШАХМАТЫ ТЕАТРУ НЕ ПОМЕХА

Кумиром Старицкого был Михаил Чигорин, основатель отечественной шахматной школы, выдающийся русский маэстро. Тезки были знакомы, изредка переписывались. А когда в 1903 году Чигорин пожаловал в Киев, Старицкий сопровождал его повсюду.

Приезд Чигорина был связан с выступлениям на третьем Всероссийском шахматном турнире. Кульминацией состязания стала его партия с костромским мастером Куломзиным. Старицкий ни на миг не отходил от столика и внимательно следил за всеми перипетиями поединка. Когда же Чигорин в сложной борьбе наконец вырвал победу и зал огласился аплодисментами, драматург от избытка чувств смог вымолвить всего лишь два слова: “Молодец, старик!” Это была последняя встреча двух знаменитостей. Через год Старицкого не стало.

В фондах Национального музея Т. Г. Шевченко в Киеве хранится оригинальный столик писателя с мраморной шахматной доской и инкрустированными клетками. Исследователи считают, что знаменитая комната в “Варшавском кафе” (на углу Крещатика и Лютеранской), где многие часы проводил Старицкий, запечатлена в известном рассказе Александра Куприна “Марабу”. Не забыли киевляне и о приезде в их древний город выдающегося шахматиста Чигорина. Его именем названа одна из улиц Печерска.