ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Троицкая надвтратная церковь находится над главным входом в Киево-Печерскую Лавру. Монахи говорили, что если два раза пройти через широкие врата церкви, то можно очиститься от грехов. То есть, в Лавру нужно просто зайти и выйти.

Здание Троицкой церкви – это отличный образец украинской постройки конца 17 века. Здесь и многопрофильные карнизы, и пилястры, и треугольные сандрики, и керамические розетки. Этот стиль характерный именно для нас, потому что природа в Украине богатая. И он отображен в архитектуре. 

Троицкая церковь строилась в начале 12 века. Рядом находилась колокольня, но она была деревянная и сгорела в 1718 году. После было решено делать здесь пристройку – притвор. Ведь церковь – это дом господний, и перед походом туда нужно себя подготовить. А притвор – это такое промежуточное звено между миром грешным и миром праведным, и человек в притворе может подумать о том, нужно ли ему вообще туда заходить. Обычно притворы – это совсем маленькие помещения, но в Троицкой церкви он занимает много места. Эта церковь была открыта обычно только в теплое время года и как правило, туда приходили только монахи Никольского больничного монастыря. Она очень маленькая, домашняя, для своих. Но иногда сюда заходили и высокопоставленные гости.

 В церкви есть специальные стулья с откидными сиденьями – старым монахам было тяжело отстаивать службу. Когда они могли, то опирались на подлокотники и стояли, а когда уставали – то опускали сидения и садились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, отопления в церкви нет и никогда не было, поэтому там также не было служений зимой. Вообще церкви традиционно не отапливались. Считается, что зимой помещения должны нагреваться от тепла молитвы, находящихся в ней людей. Когда человек молится, он сам никогда не замерзнет, потому что разжигает в себе огонь молитвой, и это тепло передается всем остальным. Поэтому люди, которые по-настоящему молятся, а не просто отстаивают службу, никогда не замерзнут. И поскольку путь в рай не может быть простым, то монахи преодолевали немало крутых ступеней, чтобы попасть в Троицкую церковь. По ним мы сейчас и поднимемся.

Уже в притворе мы видим стиль украинское барокко. Легко заметить, насколько он отличен от обычной живописи. И цветовая гамма, и одежда священнослужителей, и лики все разные абсолютно. Это действительно очень необычный стиль. Весь притвор украшает композиция под названием “Шествие праведников в рай”. Наверху изображен Бог-отец с треугольником вокруг головы, который символизирует Троицу. Его прославляют ангелы вокруг. Ниже мы видим святых, которые праведной жизнью на земле заслужили место в раю. Это совершенно разные социальные группы людей. Здесь есть группа ликов преподобных отцов, среди них мы видим Нестора Летописца с книгой в руке (первый справа в первом ряду), рядом с ним Антоний Феодосий Печерский. Мы здесь видим группы девственников, мучеников, царей. Также здесь есть пророки, апостолы и праотцы. И в этих группах, приглядевшись, можно найти двух интересных исторических личностей – это Петр I и Екатерина Великая. Ниже представлен рай со всеми символическими птицами, животеными. Все очень спокойно и хорошо. Такую жизнь святые предлагают всем, а выбор остается за нами. 

Сама церковь не давит, а расслабляет, заставляет широко раскрыть глаза и любоваться этой красотой. Несмотря на то, что она маленькая, на ее стенах находятся 120 сюжетных композиций. Сюжеты все библейские, но представлены они как живые картины. Мы видим на стенах целую главу из Святого писания о “Священии эфиопа”. Над главным входом мы видим картину “Изгнание торговцев из храма”, где совершенно четко видно влияние западного барокко.

Еще один сюжет – это вселенский собор в Никее, 325 год, его обычно изображают на стене напротив алтаря. Римский император Константин провозглашает христианство официальной государственной религией. И вот он сидит на престоле, за ним священнослужители, а справа и слева за ними люди, одетые в одежды казацкой старшины – это украинское казачество во главе с двумя гетманами – Сагайдачным и Скоропатским, портреты которых здесь также изображены.

Верхняя часть церкви – это всегда символ неба. Поэтому в подкупольном пространстве мы всегда видим либо поясной портрет Иисуса, либо Святую Троицу, как в Троицкой церкви.

С конца 14 века в православных церквях появляются иконостасы. Они отделяют алтарную часть (место Господне) от помещения, где стоят верующие во время богослужения. Потому что именно в алтаре проводятся все таинства и обряды. Иконостас Троицкой церкви – это замечательная работа черниговских резчиков по дереву 1732 года. Большая часть иконостаса вырезалась из липы и покрывалась позолотой. Здесь мастера очень гармонично соединили стили рококо, барокко и классицизм.

 Каждая православная церковь имеет свою храмовую икону, то есть икону, по которой мы определяем название церкви. Она всегда находится от царских врат справа вторая. Обычно нужно запоминать место, потому что иконы меняются – в каждой церкви своя. Первая икона слева – это всегда Богородица с младенцем, а первая справа – всегда Иисус Вседержитель. Остальные лики могут быть самыми разнообразными. В разных церквях может быть разное их количество, как и разное количество ярусов иконостаса.

Пол Троицкой церкви выложен чугунными плитами, которые Демидовы еще в 18 веке пожертвовали монастырю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГУЛИВАЯСЬ УЛОЧКАМИ ЛАВРЫ

На главной улице монастыря всегда жили соборные старцы – монастырское руководство. Сейчас мы видим каменные постройки 30 годов 18 века, их построили на месте деревянных, которые сгорели во время пожара в 1718 году. Толщина стен каждой из этих построек – не менее одного метра.

Поэтому когда мы говорим о разрушениях во время Второй Мировой войны, то вспоминаем, что больше всего от взрыва пострадал главный Успенский собор, и уже от этого пострадали близлежащие здания. Эти келии также были значительно повреждены, но не до основания  – толстые стены остались, а крыш и окон не было. 

По количеству дверей в стенах зданий можно определить, сколько монахов там жили. На одного священнослужителя приходились апартаменты от двух до шести комнат. Обязательно был погреб, свой огород и сад. Со стороны главной улицы всегда росли деревья, они благоухали во время цветения. А вот огороды находились с внутренней стороны зданий, и были отгорожены друг от друга каменными стеночками, чтобы почтенные монахи не заходили и не воровали урожай друг друга. Огороды нужны были монахам, чтобы банально не оголодать. Дело в том, что общими у них были только обеды, а все остальное время им предоставлялась возможность питаться самостоятельно. Причем кушать они должны были успевать делать до богослужения, потому что, особенно после вечерней службы кушать уже было нельзя.

 Раньше на месте, где весит эта табличка, стояла больница, в которой бесплатно лечили людей. Теперь здесь висит мемориальная доска с изображением врача Агапия, который также врачевал в Лавре.

Еще одна особенность главной улицы – это каштаны, которые были высажены в 1868 году и считаются одними из самых старых в Киеве. 

Лавра становилась вдохновением для многих творческих людей. Так, улочки монастыря зарисовывал Тарас Шевченко. К сожалению, его рисунки были уничтожены при аресте поэта и художника, как члена Кирило-Мефодиевского общества. А рисунок Экономической улицы остался. Его оригинал можно увидеть в музей Шевченко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот камень – фрагмент стены Успенского собора 11 века. Это оригинал, то, что было внутри собора. Вот такие толстые стены, такой строительный материал. Обратите внимание на интересную кладку, когда внутри стены камень, и с внешней стороны тоже камень. Здесь две техники кладки использовались – это кладка утопленного ряда (через ряд кирпич углублялся внутрь и промежутки заполнялись цементным раствором, куда обязательно добавляли толченый кирпич – отсюда розовая окраска) и вторая кладка – кладка смешанного ряда (чередование кирпича и камня). Кстати, кирпич изготавливался и обжигался прямо на территории монастыря. Он был отличного качества и имел около 50 форм. 

В первой половине 19 века была выложена дорожка, которая вела от входа в Лавру прямо к Успенскому собору. Называли ее царской. Сейчас некоторые историки объясняют это название тем, что по ней ходили цари. Но на самом деле “царская” значит “царственная” – красивая, богатая. Вокруг Успенского собора также весь фундамент был обложен камнями, которыми вымощена дорожка. А на остальной территории покрытия не было, монахи ходили по проложенным деревянным настилам и травке. Поэтому в сравнении с остальными эта каменная дорожка была действительно царской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И, идя по этой Царской дорожке, можно выйти на главную соборную площадь, где стоит Успенский собор.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Этот собор в 18 веке называли Небеси Подобной церковью. Это был один из самых красивых монастырских храмов, а строился он изначально в 11 веке, и до середины 12 века считался образцом культовых сооружений монастырского типа. Конечно, выглядел он тогда совсем не так, как сегодня. Это было прямоугольное одноэтажное трехнефное здание с одним куполом. Внешне сооружение казалось розоватым из-за материала, из которого было построено. В церкви были богатейшие интерьеры с фресками, мозаикой и предалтарными мраморными колоннами. Разрушался он несколько раз в течении веков, как и весь архитектурный ансамбль Лавры. Поэтому каждый раз, когда его перестраивали, вокруг изначальной церкви делали небольшие постройки на некотором расстоянии от нее. И уже после пожара 18 века, когда сюда приехал московский архитектор Васильев, он все построечки объединил под одной крышей. Поэтому размеры собора увеличились практически в два раза. Изменил храм полностью и свой внешний облик. Он стал уже квадратным, двухэтажным, его венчают семь грушевидных позолоченных куполов, на всех фасадах – фронтоны, заполненные лепкой и настенной живописью. На западном фасаде на этих фронтонах изображены Антоний и Феодосий Печерский и те чудеса, которые они совершали, и то, что они сделали для Лавры в свое время. 

В соборе стояло семь красиво расписанных в стиле украинского барокко иконостасов. В Успенском соборе также до 300 захоронений известных исторических и церковных, политических деятелей. Там захоронен основатель Киево-Могилянской академии Петр Могила, сюда были перенесены мощи Феодосия Печерского из дальних пещер, но, к сожалению, они не сохранились после разрушения собора в 1240 году.

Через два часа после того, как был сделан этот снимок, Успенский собор взорвали. 

Успенский собор всегда был центром всей архитектурной композиции лавры, люди всегда восхищались его красотой. Но, к сожалению, 3 ноября 1941 года, В день, когда Лавру посещал президент Словакии Йозеф Тисо и сопровождавшие его германские генералы, храм был взорван. Взрыв прогремел только через два часа после того, как президент со спутниками покинули Лавру. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто именно взорвал собор и уничтожил этот замечательный архитектурный памятник.

 

 

 

 

 

 

До 1998 года на центральной площади Лавры была только одна часть Успенского собора, фундаменты 18 века и 12 века и несколько стен. Больше не было ничего.  

Благодаря тому, что в архивах сохранились все необходимые материалы, а город Киев смог собрать средства для постройки нового храма, в ноябре 1998 года началась его реконструкция. Закончилась она уже в августе 2000 года. И 28 августа была проведена первая праздничная литургия в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Так что сегодняшний Успенский собор это точная копия его предшественника. Это доказывают фотографии прошлого века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В восточной части Успенского собора находится алтарь, прикрытый совершенно чудесным иконостасом. Его вырезали наши полтавские мастера также в стиле украинского барокко. И здесь храмовая икона – Успение Пресвятой Богородицы. Также по традиции справа и слева находятся иконы Богородицы и Иисуса Христа. А дальше они меняются согласно каждому ряду (именной, апостольный). В промежутках находятся праздничные иконы (они меньше размером). Всего 69 икон, которые писались львовскими художниками (среди них и сын Нины Матвиенко). Длина иконостаса – 25 метров, а высота – 22,5 метра. Пять с половиной килограммов сусального золота ушло на то, чтобы украсить иконы. Средства на воссоздания частично выделила Германия – 220 тысяч дойчмарок.

 

 

 

Конечно же, в соборе есть не один иконостас. Однако, остальные меньше размером. В соседнем наблюдаем интересную вещь – две центральные иконы отделены друг от друга дьяконской дверью. Поэтому изображение праведного Авеля – это не храмовая икона. Она следующая – это святой Стефан. В некоторых церквях иконы находятся рядышком, а в некоторых отделяются. Это зависит от размеров иконостаса.

Еще один, меньший иконостас Успенского собора. 

Успенский собор уже почти отреставрирован – большая часть работ проведена. Кстати, в центральном пределе церкви находится захоронение Петра Могилы, но сейчас оно закрыто.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ЛАВРСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

На Соборной площади архитектор Шедель в первой половине 18 века сделал две очень интересные постройки. Так, за сквериком находится резиденция митрополитов и в начале 20 века к ней пристроили Благовещенскую церковь (также ее называли Митрополичьей). Здесь жили митрополиты до января 1918 года. Когда большевики вошли в Киев, последний из них Владимир Богоявленский был арестован и расстрелян. В 1923 в помещении был открыт Музей культуры и быта. А уже в 1973 году был открыт музей украинского декоративно-прикладного искусства, который работает до сих пор. Там представлены богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства.

Рядом с покоями митрополитов мы видим двухэтажный корпус – это бывшая трапезная, которая была построена в конце 19 века известным киевским архитектором Владимиром Николаевым в стиле эклиптика. На первом этаже была трапезная, куда собирались монахи (трапеза длилась около двух часов), а на втором этаже находились келейные помещения и кухня. Ряжом с трапезной палатой обязательно находилась церковь, потому что до и после трапезы нужно совершать благодарственную молитву. Сегодня трапезная церковь у нас не просто музейный объект, это и действующая церковь, где проводятся важные монастырские обряды.

 Самой лучшей своей работой архитектор Шедель считал главную Лаврскую колокольню. Об этой колокольне в 18 веке он сказал: “Сея звонница в Киево-Печерской Лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей России и в Европе другой не обыщется, и навеки оная звонница стоять будет”.

Интересно, что слова архитектора оказались пророческими. Потому что колокольня действительно никогда не разрушалась. Она строилась с 1731 по 1745 годы. Пять миллионов штук кирпича ушло на ее строительство. Ее высота – 96 метров 52 сантиметра. Глубина гранитного фундамента разная со всех сторон, но приблизительно – семь метров. Толщина стены – восемь метров, и диаметр – 29 метров. Здесь четыре яруса, каждый из которых оформлен по-своему. Наверху огромный купол площадью в 510 квадратных метров, и на нем три килограмма сусального золота. Крест, завершающий постройку, в высоту – четыре с половиной метра. Еще одна интересная особенность – на четвертом ярусе в колокольне стоят восемь групп полуколонн Кориинского ордена, и над каждой группой находится герб Российской империи – коронованные двуглавые керамические позолоченные орлы. Из-за высоты колокольни они кажутся небольшими, но в действительности размах крыльев каждого из них – около двух метров. Там же находятся часы-куранты, которые были установлены в четвертом ярусе колокольни в декабре 1903 года. Куранты, привезенные из Москвы, весят 4,5 тонны. Слышим мы их каждые 15 минут и каждый час. Сам механизм часов невиден – он закрыт в металлическом каркасе. Колокола, которые звонят на службу и после службы, находятся ярусом ниже. А публичная библиотека была расположена во втором ярусе. А внизу был архив монастыря.

Колокольню обычно реставрирую каждый 20-25 лет, на ней даже имеются таблички с указанными датами реставрации. Поскольку это была одна из самых высоких построек города Киева в свое время, (помните, как Голохвастов говорил: “Когда ты поднимаешься на Лаврскую колокольню, то оттуда люди кажутся такими маленькими, как мыши, то бишь крысы”), то становится понятна фраза киевлян о том, что кто не поднимался на Лаврскую колокольню, тот Киева не видел. Оттуда действительно можно было увидеть весь город и левый берег, который до середины 20 годов считался Черниговской губернией, где находились рабочие поселки. 

Можно увидеть, к примеру, видовую насыпную площадку, которая появилась только в 18 веке, когда Петр 1 приказал строить здесь крепость, имея намерение защищать Киев от шведов. И насыпная площадка служила в качестве наблюдательного пункта.

Можно увидеть еще один храм за территорией Лавры – это церковь Спаса на Берестове. Она строилась в 12 веке, потом в начале 18 века видоизменилась – стала крестообразная. А в 19 веке архитектор Миленский достроил к ней колокольню в стиле классицизм. Только на примере этой церкви мы можем представить себе, как менялись архитектурные стили.

Отсюда хорошо видна Соборная площади и Успенский собор, также трапезная и Трапезная церковь. Рядом с трапезной – бывшая иконописная школа (зеленая крыша). За Успенским собором видим здание с керамическими розетками – это бывшая типография. Сейчас там музей книг и книгопечатания Украины. Второе здание левее за каштанами, там где фонтан – это бывшая пекарня, называемая ковнеровским корпусом в честь каменных дел мастера Степана Ковнера. Это бывший крепостной монастыря, в последствии получивший вольную. С колокольни также хорошо видна крепостная стена, в которую встроены две церкви.

Перед нами внизу покои митрополита (в доме на пригорочке с зеленой крышей, на которой видна антенна) и церковь Благовещенская, и нижняя территория, окруженная крепостной стеной. Она такая же большая, как и верхняя. Там есть и хозяйственные помещения, и гостиницы, и кафе, и келии, и мастерские. Там и фруктовые сады, и резиденция митрополита, и академия. То есть, это территория уже действующего монастыря. А вот пещеры находятся уже ближе к воде.

Пещеры сегодня – это место паломничества. Сюда приходят молиться, в основном. Пещеры вообще однотипные – только глубина разная. Объясняется это тем, что одни пещеры в холме, другие – в овраге. Общая их протяженность около одного километра, но между собой под землей они не соединяются. Метр – полтора метра ширина коридоров пещер. Максимальная высота – два с половиной метра. В 18 веке пещеры укрепили, защитили от обвалов и расписали. На полах лежат такие же чугунные плиты, как в Троицкой церкви, только другой формы. В подземных церквях стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди братьями Брызгуновыми в 18 веке. Святые мощи лежат в гробницах. Над каждой гробницей висит икона святого и табличка с его именем. По традиции, останки нужно закрывать. Поэтому все закрыто, только там, где лежат нетленные мумифицированные останки, открытые руки. 

 

ТРАПЕЗНАЯ ЦЕРКОВЬ

Эта церковь – одна из самых поздних построек на территории Лавры, она датируется 19 веком. Архитектура здесь совершенно другая – это псевдо-византийский стиль. Эту церковь сравнивают с Софийским собором в Византии, в Константинополе.

 Возле входа в трапезную видим две оградки. Там, где стоит крест – это захоронение Петра Столыпина, а рядом находится захоронения Искры и Кочубея, о которых Пушкин пишет в своей поэме о Полтаве.

В самой церкви отмечаем небольшой притвор и отсутствие нефов. Это большое помещение – восьмигранник. В сравнении с Троицкой церковью здесь намного меньше композиций и более темная цветовая гамма. Иконостас в храме очень красивый – резьба в мраморе, это очень сложная техника. А храмовая икона – Антоний Феодосий Печерский.

Огромное серебрянноепаникадило, украшающее свод церкви, было подарено монастырю Николаем Вторым, последним российским царем, в конце 19 века. Весит оно одну тонну и 200 килограмм.
 Кстати, в церкви есть подпольное отопление и старинные колориферы. Почему отопление? Потому что рядом трапезная, куда монахи и зимой, и летом приходили каждый день и проводили здесь по несколько часов.

Наверху, на втором этаже, были келейные помещения, а кухня – рядышком. Полы здесь не сохранились, помещение оформлено в стиле российского модерна. В последний раз здесь реставрировали все в 70 годах, в преддверии Олимпийских игр. Тогда в трапезной был выставочный зал, а в церкви проходили концерты камерной музыки – там очень хорошая акустика. А сегодня здесь проходят богослужения – это музейная и действующая церковь.

Когда в церкви идет служба, певчие стоят возле киото. Обычно, если храм большой, то хор стоит напротив алтаря (там обычно есть балконы), а если простая служба, то певчие находятся в неприметных специально отведенных местах.

А в этом помещении монах кушали.

Для того, чтобы посмотреть всю Лавру, нужно очень много времени. Ведь о каждом здании можно говорить очень долго – Лавра многое видела и многое пережила. Но в любые времена она поддерживала и помогала людям. Поэтому неудивительно, что паломники сюда идут из разных мест и из разных стран.

 

 

 

 

 

НА ЗАМЕТКУ

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 09:30 до 18:00. Заповедник работает без выходных, в летний период – до 20:00. Вход на территорию платный (25 гривен). Смотровые и тематические экскурсии по Заповеднику продолжаются от 1 до 3 часов.