Выставка достижений народного хозяйства УССР открыла свою работу в 1958 году, в канун празднования сорокалетия Компартии Украины. Ее строительство лично поддержал тогдашний генсек КПСС Никита Хрущев, который всегда выделял Украину из череды прочих советских “республик-сестер”. Перед разработчиками проекта Выставки ставилась задача раскрыть “в камне” специфику народного хозяйства тогдашней УССР. Выполняя ее, архитекторы причудливо объединили традиционный художественный колорит украинских хат с ультрасовременными мотивами новой космической эры. Страна уверенно вступала в нее, напряженно ожидая будущего гагаринского полета, а пока чествуя “первопроходцев” – Белку и Стрелку. Неудивительно, что киевская Выставка представляла собой воплощенный гимн научно-техническому прогрессу – абсолютно советский по своему содержанию, но выдержанный в национальном духе, что будет поставлено затем в вину опальному лидеру КПУ Петру Шелесту.


Тогда, в пятьдесят восьмом, первых посетителей Выставки встречала пятиметровая скульптура Ленина, изготовленная из органического стекла, и огромная мозаичная карта Украины, включающая в себя недавно присоединенный Крым. На Выставке можно было узнать о том, что со стапелей Николаева сошел флагман китобойной флотилии – “Советская Украина”, а в будущем киевском Кибцентре, под руководством академика Глушкова, разработан один из первых в мире компьютеров. Что на “Криворожстали” вступила в строй крупнейшая на планете доменная печь, а совсем неподалеку, на проспекте Науки, заработал первый в Украине атомный реактор Института физики.


Об экспериментальной сварке Патона и самолетах конструкторского бюро Антонова рассказывали специальные экспозиции, посмотреть которые выстраивалась очередь посетителей. Здесь же, на Выставке, можно было опробовать экспериментальные модели грузовика КрАЗ и легкового автомобиля “Запорожец” – этого трудолюбивого украинского конька-горбунка. Да что там – тут даже соорудили единственный в мире подземный макет угольной шахты, выполненный в натуральную величину. Не было видно разве что одного – строго засекреченных днепропетровских ракет, которые, собственно, и открывали для нас Космос.


Все это чередовалось с экспозициями достижений Института свекловодства, вольерами, полными призовых свиноматок, ульями, гудящими от пчел-рекордсменов (тогда еще вполне аполитичных насекомых), и даже аквариумом, где плескались откормленные карпы. Рассказывалось даже о первом чемпионском “дубле” киевского “Динамо”, об успехе параджановского фильма “Тени забытых предков”, ставшего призером кинофестиваля в Мар-дель-Плата, и туристическом визите экс-киевлянина, балетмейстера Сержа Лифаря. По территории Выставки курсировали специальные развозки – иначе прибывшие из дальних колхозов гости могли попросту не успеть осмотреть все ее павильоны.


Сегодня в этом пустом месте нет и следа его былого процветания. Но если присмотреться, можно заметить: канувшая в прошлое эпоха на самом деле только затаилась – в удивительных скульптурах и аппликациях, украшающих павильоны выставочного центра.


Здесь можно увидеть бесчисленные колоннады, увитые гипсовым орнаментом с дарами колхозных полей и угольных шахт. Эти аграрно-производственные мотивы прослеживаются даже в кованых решетках. А барельефы с изображением выводка поросят или свекольного корнеплода благополучно соседствуют с шестеренками и молотками на фоне индустриальных мартенов и терриконов. Особенно примечательна трогательная, очень человечная фигура молодой девушки, которая держит в руках милую свинку. Тогда как стоящий рядом крестьянский парень бережно прижимает к груди крохотного ягненка. В другом уголке Выставки задумчиво стоит пожилой мичуринец-агроном, в ветхозаветной шляпе, с черенком плодового дерева. А молодая колхозница взвешивает на руках круглые шары спелых плодов – в то время как ее соседка держит в руке всего одно яблочко, кокетливо всматриваясь в него, – будто троянская Елена.


Любители ностальгических воспоминаний наверняка умилятся закрытому кафе “Морозиво”, полностью сохранившему свой аутентичный вид. Или роскошному фонтану, богато украшенному подсолнухами и кукурузой. Тема “царицы полей” вообще доминировала в первые годы существования Выставки, вместе с образом Никиты Хрущева – верховного адепта кукурузного культа. После смещения генсека ВДНХ УССР закрыли на целых два месяца, чтобы сменить портреты и подправить цитаты. Например, заменили “семилетки” на “пятилетки” – в слогане “Семилетки, как весны, неповторимы!”. В таком обновленном виде Выставку осмотрел Йосип Броз Тито, посетивший ее вместе с Леонидом Брежневым. А еще здесь бывал Сальвадор Альенде, и многие другие политики эпохи всеобъемлющей “холодной войны”.


В таком, почти первозданном виде, дошла до нас киевская Выставка. И нам стоит поспешить с осмотром ее изящных павильонов – пока застройщики не соорудили здесь очередной небоскреб, мегамаркет или развлекательный центр. Ведь это место заслуживает, чтобы сюда ходили не только за пивом.






Киевская Выставка известна сегодня как место пивных фестивалей, где кормится шашлыками подгулявшая столичная молодежь, осваивая под туалеты окрестные кусты и памятники архитектуры. В другие дни здесь безлюдно. Лишь иногда павильоны арендуются под какие-то специализированные выставки – причем, как правило, далеко не отечественных успехов. Выставка достижений народного хозяйства УССР, которая носит теперь гордое название Национальный выставочный центр Украины, давно не может похвастаться обилием посетителей. Сюда заглядывают только те киевляне, которые знают и ценят памятники своего города. Ведь старая Выставка – настоящий архитектурный музей под открытым небом – ничем не хуже пироговского заповедника, который расположен по другую, южную сторону Голосеевского леса.


 


Фотографии ВДНХ в ЖЖ  yardkeeper:


1. http://yardkeeper.livejournal.com/142490.html


2. http://yardkeeper.livejournal.com/142776.html


3. http://yardkeeper.livejournal.com/142931.html


4. http://yardkeeper.livejournal.com/143292.html