Древнейшим храмом Киевской Руси считается церковь святого Ильи. Это мнение основывается на отрывке из «Повести временных лет», датированной 944 г. Существуют противоречивые предположения относительно расположения храма. Из текста летописи видно, что «Ручай», над которым находилась церковь, был как-то связан с Боричевым спуском, который проходил по северо-восточным склонам Старокиевской (Андреевской) горы. Именно под склоном этой горы начинался Борисоглебский Ручей, обозначенный на плане Киева 1695 г. Согласно преданиям, храм святого Ильи построен киевскими князьями Аскольдом и Диром. Будучи язычниками, они осуществили поход на Константинополь, пытаясь его захватить. Защищаясь от врагов, горожане во главе с императором и патриархом стали молиться Богу и опустили ризу Божьей Матери в море. Летопись рассказывает, что после этого неожиданно поднялась буря, которая потопила корабли русов. Увидев такое чудо, киевские князья приняли крещение и, вернувшись в Киев, построили церковь святого Ильи. Это произошло еще за полстолетия до принятия Русью христианства. Существует мнение, что крещение киевлян в 988 г. происходило около церкви святого Ильи, возле воды. Ведь в соответствии с церковными канонами человека после крещения вводят во храм. А на то время это была единственная православная церковь. Основателем храма считается киевский мещанин Петр Гудима. Его семья в течение длительного времени заботилась о храме. До наших дней сохранился портрет сына строителя храма — Ивана Гудимы. Как считает П. Билецкий, портрет написан к 100-летнему юбилею Ивана Гудимы для Ильинской церкви. На портрете есть надпись: «Гудимовым летам кто хочет дождати, Гудимовому житию изволь подражати». Сейчас портрет находится в музее изобразительного искусства города Киева. Сведения о внешнем виде первичного храма святого Ильи не сохранились. Известно только, что он был деревянным. А в 1692 г. на средства семьи Петра Гудимы была построена каменная церковь. В первой половине XVIII ст. была построена двухъярусная колокольня и установленны ворота храма в стиле украинского барокко, выполненные выдающимся украинским зодчим И.Г. Григоровичем-Барским. В 1718 г. церковь пострадала от пожара, а в 1755 была восстановлена есаулом Павлом Гудимой. Видимо, именно тогда к ней был пристроен теплый придел Иоанна Крестителя. Значительные потери понесла церковь во время пожара 1811 г., который охватил весь Подол. В 1818 г. вместо сгоревшего был установлен новый иконостас. В первой половине XIX ст. к церкви с южной и западной сторон пристроили небольшие притворы. Таким образом, на это время приходится завершение формирования архитектурного ансамбля церкви.


После октябрьского переворота и гражданской войны церковь около полутора десятков лет оставалась действующей. В 30-е годы ее закрыли и превратили в зерновой склад. Во время Отечественной войны церковь снова стала действующей. И с тех пор по сегодняшний день в храме проводятся богослужения. В 1990-х годах был отреставрирован фасад храма и прилегающих к нему помещений, сделан новый иконостас, открыта воскресная церковно-приходская школа и крестильня.


Интересна история храма Успения Пресвятой Богородицы, более известного как Пирогоща. Лаврентьевская летопись называет основателем церкви Пирогощи князя Мстислава, сына Владимира Мономаха: «В лето 6639 (1131) Мстислав ходи на Литву и взем полон мног и воротится опять. В то же лето заложи церковь Мстислав святыя Богородице Пирогощюю». Строительство храма было закончено в 1135 г., уже после смерти Мстислава (1133), во время княжения его брата Ярополка. Существуют несколько гипотез происхождения названия церкви. «Название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща происходит от слова «гость» — купец, а значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог и т. д. Подобный анализ, проведенный К. Гупайло, позволяет заключить, что церковь была построена, а возможно, принадлежала купцам, занимающимся торговлей хлебом. Письмена гетманов Многогрешного и Самойловича 1670 и 1672 годов свидетельствуют о праве Успенской церкви собирать подати за продажу зерна на территории Киева. В письменных источниках XVI ст. Пирогоща известна под названием Успенская церковь. Это название связано с праздником Успения Божьей Матери.


Во время монголо-татарского ига Пирогощу постигла участь большинства киевских храмов. Она была разорена и долгое время лежала в руинах. Восстановление церкви относят ко временам княжения в Киеве Симона Олельковича. Есть документальные свидетельства об освящении церкви в 1472 году и ее ремонте в 1613 г. В 1772 г. храм был отреставрирован известным украинским зодчим Григоровичем-Барским, живущим рядом с церковью. Есть сведения, что отец архитектора служил в Успенской церкви священником. И сын, и отец были похоронены на кладбище, расположенном недалеко от храма. После пожара 1811 г. церковь довольно долгое время находилась в упадке. М.К. Каргер писал, что исследования церкви в начале 30-х годов ХХ ст. позволили установить, что ее древние части сохранились значительно лучше, чем считали исследователи раньше. Но результаты этих работ практически неизвестны. Церковь неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. При археологических исследованиях в древней кладке следы этих работ видны в разных местах.


Храм был популярным местом погребения киево-подольской аристократии. Все его внутреннее пространство буквально забито склепами XVIII—XIX в., которые размещались в 2—3 яруса друг над другом. В одном из погребений найдено ожерелье из стеклянных и деревянных бус, в другом — книга в кожаном переплете. Во многих — остатки одежды с нашивными украшениями. Во время раскопок собрана большая коллекция русских, польских, литовских, шведских и турецких монет ХV— ХIХ в. В 1990-х годах были собраны общественные средства на реставрацию храма, выдвигались предложения отстроить его в стиле VII в. Это вызвало споры в профессиональных кругах и общине. Но все же реконструкция была проведена (1996—1998 гг.). После этого церковь была освящена митрополитом Украины Филаретом. Теперь это действующий храм, принадлежащий Украинской православной церкви Киевского патриархата.


По-видимому, нет киевлянина, который не знает о существовании Десятинной церкви. Именно она считалась самым выдающимся сооружением Киева в Х в. (989—996 гг.). Ее называли главным композиционным центром «города Владимира». По окончании строительства Владимир устроил большой пир: «Сотвори же праздник велик в тот день боярам и старцем градским, и убогим имением много». На содержание церкви князь пожертвовал десятую часть своих прибылей, из-за чего ее и назвали Десятинной. Десятинная церковь была роскошно украшена: стены расписаны фресками, мозаикой, пол выложен цветными глазурованными плитками. Для оформления церкви использовался мрамор (колонны, капители и тому подобное). В одной из летописей она названа «мраморяной». Вокруг церкви возвышались княжеские дворцы, остатки которых обнаружены на запад и юг от храма. Они также были украшены глазурованными плитками, фресковой росписью. В декабре 1240 г. Десятинная церковь стала последним оплотом киевлян. Тут собрались защитники города, окруженные полчищами ханской орды. Как сообщает летопись, церковь рухнула, не выдержав веса огромного количества людей, которые собрались там.